Золя Эмиль

 

Золя (Zola) Эмиль (2.04.1840–29.09.1902) — французский писатель, глава натурализма. Родился в семье итальянского инженера. Учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии описанный Золя под названием Плассан), затем в Париже.

Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» («Contes ? Ninon», 1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласертэ», с трудами И. Тэна. В отличие от Тэна, Золя признавал право художника на субъективизм, защищал импрессионистов. Однако созданный им в этот период роман «Тереза Ранен» («Th?r?se Raquin», 1867) носит преимущественно нату­ралистический характер.

В статье «Экспериментальный роман», вошедшей в одноименный сборник («Le Roman exp?rimental», 1880), Золя обосновал уподобление художественного метода методу научному.

В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды… Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Таковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» («Les Rougon-Macquart», 1871–1893).

Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор. В 1872 г. Золя познакомился с И. С. Тургеневым, поддержавшим его замысел эпопеи и организовавший сотрудничество Золя с русскими литераторами и журналами (прежде всего «Вестник Европы). Французский писатель испытал плодотворное влияние русской классической литературы.

В 1870-е появились первые 8 романов цикла «Ругон-Маккары» («Карьера Ругонов», 1871; «Добыча», 1871; «Чрево Парижа», 1873; «Завоевание Плассана», 1874; «Проступок аббата Муре», 1875; «Его превосходительство Эжен Ругон», 1876; «Западня», 1877; «Страница любви», 1878). Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» («L’Assommoire») принес Золя признание. Писатель становится главой натуралистской школы («школы Золя»). В 1880 г. Золя и его последователи опубликовали ставший знаменитым сборник новелл «Вечера в Медане» («Soir?es de M?dan», 1880). В нем была опубликована новелла Г. де Мопассана «Пышка», послужившая отправной точкой известности этого писателя.

Расцвет творчества Золя приходится на 1880–1887 гг., когда выходят романы цикла «Ругон-Маккары» «Нана» («Nana», 1880), «Жерминаль» («Germinal», 1885), «Земля» («La Terre», 1887), «Творчество» («L’Oeuvre», 1886); к этим наиболее видным произведениям периода следует добавить и романы цикла — «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884). В критических работах («Экспериментальный роман», 1880; «Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) Золя излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раскола французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. оканчивает цикл «Ругон-Маккары» (последние романы — «Деньги» — «L’Argent», 1891; «Разгром» — «La D?bacle», 1892; «Доктор Паскаль» — «Le Docteur Pascal», 1893).

Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Les Trois Villes»: «Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898). Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Les Quatre Evangiles»: «Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).

Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрейфуса. А. П. Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем бле­ске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали».

Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире. Однако не меньшее значение имело его творчество для реа­лизма. Золя необычайно расширил предмет реалистического изображения, разработал новые приемы художественного исследования действитель­ности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, пред­ставляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семейного цикла Золя выработал особый тип ро­мана, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жерминале», рынок в «Чреве Парижа»). Поиски правды в искус­стве сочетались у Золя с личной честностью, позволившей А. Франсу на­звать Золя «этапом в сознании человечества».

Соч.: Les oeuvres compl?tes. T. 1–50. P., 1927–1929; в рус. пер.: Собр. соч.: В 18 т. М., 1957; Собр. соч.: В 26 т. М., 1960–67; Западня. Жерминаль. М., 1988; Творчество. Человек-зверь. Статьи. М., 2003; Нана. М., 2006.

Лит.: Барбюс А. Золя. М.; Л., 1933; Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! М., 1966; Кучборская Е. П. Реальзм Эмиля Золя. М., 1973; Лещинская Г. И. Эмиль Золя: Библ. указат. М., 1975; Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984; Трыков В. Золя // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003; Mitterand H. Zola journaliste. P., 1962; Richardson J. Zola. L., 1976.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности. — Русско-французские взаимодействия.