Жизнь (роман Г. де Мопассана)

Первый роман Ги де Мопассана (Maupassant, 1850–1893) «Жизнь» («Une vie», 1883) — одна из вершин психологизма во французской литературе XIX века.

В нем представлена судьба Жанны. В начале романа она предстает юной девушкой, проведшей 12 лет в монастыре и возвращающейся в родительский дом — замок в «Тополях» на берегу моря. Она полна радостных чувств: обретена свобода, рядом добродушные родители, дом посещает тихий и хорошо воспитанный виконт Жюльен де Лямар, который делает ей предложение. Все наполнено предощущением счастья. Мопассан с непривычной для литературы откровенностью описывает первую брачную ночь Жанны. Она совершенно не знает жизни, растерянные родители не решаются ей объяснить, к чему готивиться, ощущения («…по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая…») непонятны, близость болезненна, вид уснувшего мужа задевает романтические чувства. Только во время свадебного путешествия по Корсике Жанна, наконец, почувствовала себя женщиной, физическая близость с мужем переполняет ее восторгом. Постепенно Жанна обнаруживает в Жюльене весьма неприглядные черты — трусость, меркантильность, обывательский взгляд на мир. Открывается позорная тайна: еще в свой первый приезд в замок Жюльен стал любовником служанки Розали, и именно он оказывается отцом ребенка, которого та родила. Мир в душе Жанны наступает только тогда, когда она сама родила сына Поля. Тем временем муж заводит новую любовницу — графиню де Фурвиль, и ее муж убивает обоих любовников, представив их смерть как несчастный случай. Все чувства Жанны сосредоточиваются на Поле. Но тот, выросши, бежит с проституткой в Лондон, разоряя мать требованием денег. Родители умерли, замок продан, постаревшая и обессилевшая Жанна живет с поддерживающей ее Розали в маленьком доме. Но однажды Розали привозит к Жанне младенца — дочь Поля, чья сожительница умерла, а на следующий день ожидается приезд самого Поля. Так что жизнь продолжается, по словам Розали, «жизнь не такая хорошая, но и не такая плохая, как о ней думают».

Характерно, что сюжет романа начинается в 1819 г., в том самом году, когда молодой аристократ Растиньяк в романе Бальзака «Отец Горио» приехал делать карьеру в Париж. Если Бальзак представил историю молодого человека XIX века, то Мопассан создает параллельную историю женщины века. Можно провести параллели с судьбой бальзаковской Евгении Гранде, с реальной историей жизни Жорж Санд — Авторы Дюпен, аристократки, воспитывавшейся в монастыре и вышедшей замуж за нелюбимого ею Казимира Дюдевана. Но если бальзаковские герои утрачивают иллюзии, ожесточаются, а Жорж Санд нашла выход в эпатирующем публику образе жизни и в творчестве, то Жанна продолжает жить внешне обычной жизнью, в душе сохраняя воспоминания о всем том хорошем, что дала ей судьба. Так что темой романа стала не внешняя, а внутренняя жизнь женщины, описанная с необыкновенным психологическим мастерством.

Произведение стало первым в череде шести романов писателя, объединенным принципом психологизма (как частный случай можно рассматривать снижение психологизма в романе «Милый друг», что объясняется выбором главного героя, не отягощенного тонкостью мировосприятия, здесь можно говорить о психологической сатире подобно романам Мередита). Мопассан в своих психологических романах показал удивительное богатство душевной жизни обычного, среднего человека. Он подчеркнул важность физиологического фактора в психических процессах, преодолел свойственную некоторым романтикам и Стендалю рационалистичность в понимании внутреннего мира человека, механизмов и мотивов его поступков.

Текст: в рус. пер. — Жизнь. Милый друг. Пышка. М., 1999.

Лит.: Толстой Л. Н. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1951. Т. 30. С. 3–24; Кирнозе З. И. Мопассан // Зарубежные писатели. М., 2003. Т. 2.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Произведения и герои: Произведения.