Жионо Жан

Жионо (Giono) Жан (30.03.1895, Маноск, — 9.10.1970, Маноск) — французский писатель, член Гонкуровской академии (с 1954 г.). Внук итальянских иммигрантов. Родился в семье ремесленника в г. Маноске (Прованс). В 1915 г. был мобилизован, участвовал в битве при Вердене. По возвращении с фронта работал банковским клерком. Жионо — автор стихотворного цикла «В сопровождении флейты» (1924), многочисленных романов, рассказов, автобиографической прозы. Действие во многих произведениях Жионо разворачивается в Маноске.

Известность писателю принесла романная трилогия «Пан» (романы «Один из Бомюня», 1929; «Холм», 1929; «Отава», 1930), в которой писатель противопоставляет городской цивилизации жизнь в единстве с природой, культ простых крестьянских радостей. Жионо подробно, с натуралистической обстоятельностью описывает нравы и быт людей, слитых с землей. Антивоенный роман «Большое стадо» (1931) повествовал об ужасах войны. В романах «Жан Лё Блё» (1932), «Песнь земли» (1934), «Да пребудет радость моя» (1935) писатель воспевает природу Прованса и благородство простого человека. Природа зачастую становится персонажем пантеистических романов Жионо, отмеченных поэтичностью и лиризмом.

Накануне второй мировой войны писатель занял пацифистскую позицию. В памфлете «Отказ от повиновения» (1937) он выступил против воинской повинности. В 1939 г. за участие в пацифистском движении Жионо отбывал двухмесячное тюремное наказание. В 1944 г. он подвергся аресту и тюремному заключению по необоснованному обвинению в «коллаборационизме» (печатал свои произведения в коллаборационистских периодических изданиях).

Послевоенное творчество Жионо окрашено в более мрачные тона, пронизано иронией. Стиль писателя становится по-стендалевски графичным, сжатым и отточенным. В «гусарском цикле» романов («Анжело», 1953; отд. изд. 1958; «Смерть персонажа», 1948; «Гусар на крыше», 1951; «Безумное счастье», 1957) на смену пантеистической идиллии «Пана» приходит культ романтической, бунтарской личности. Роман-притча «Гусар на крыше», в центре которого романтическая фигура отважного гусара, молодого итальянского офицера Анжело Парди, путешествующего по охваченной чумой Франции, отсылает одновременно к традиции Стендаля и к «Чуме» А. Камю. Опасное путешествие приобретает характер духовного странствия, в котором герой ищет себя.

В 1960-е Жионо пишет меньше, выступает в качестве киносценариста и художественного критика, путешествует (главным образом, по Италии).

Творчество Жионо может быть отнесено к реализму ХХ века.

Соч.: Pan. P., 1929–1939; Le Chant du monde. P., 1934; Que ma joie demeure. P., 1935; Cycle du Hussard. P., 1949–1957; Chroniques. P., 1947–1952; в рус. пер. — Король без развлечений. Гусар на крыше. М., 2002.

Лит.: Андреев Л. Г. Французская литература. 1917–1956. М., 1959; Сitron P. Giono (1895–1970). P., 1990; Neveux M. Giono ou le Bonheur d’écrire. P., 1990.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.

 

 

 

Цены на услуги аренды Автогрейдера в Воронеже.