Жид Андре

 

Жид (Gide) Андре Поль Гийом (22.11.1869, Париж, — 19.02.1951, там же) — французский писатель, романист, драматург, эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1947). Одна из ключевых фигур французской литературы XX века. Андре Рувейр назвал его «подавленным и непризнанным подсознанием» своей эпохи. Действительно, творчество писателя вырастает из мучительного противоречия между запретными чувственными желаниями, жаждой свободы, с одной стороны, и строгими нравственными и религиозными нормами, с другой.

Жид родился  22 ноября 1869 г. в Париже, в богатой протестантской семье. Отец  Поль Жид, профессор права в Парижском университете, умер в 1880 г. Одиннадцатилетний Жид тяжело переживал смерть отца. Воспитывала мальчика мать, урожденная Жюльетта Рондо, истая протестантка, проникнутая благочестием, следующая строгим моральным принципам. Она любила порядок, была педантична и экономна, не уверена в себе, испытывала страх перед чужим мнением и не решалась выйти за рамки общепринятого. До самой своей смерти в 1895 г. мадам Жид донимала сына своими советами, строгим присмотром за его тратами, гардеробом, за тем, как он проводит досуг.

Юный Жид формируется под влиянием нравственных представлений, согласно которым вс?, что имеет отношение к плоти, греховно. В 1881 г. результатом подобного воспитания стал  нервный срыв, пережитый подростком.

В 1887–1888 гг. в классе риторики Эльзасской школы знакомится с Пьером Луисом (1970–1925, будущим поэтом и романтистом, певцом лесбийской любви). Открывает для себя Гёте. В следующем учебном году в классе философии читает Шопенгауэра и только что вышедший роман Мориса Барреса «Свободный человек» (1889), в котором были сильны индивидуалистические мотивы.

В это время Жид влюбился в свою кузину  Мадлен Рондо, сделал ей предложение и получил отказ. Сложные отношения с Мадлен и мучительные чувства молодого человека нашли отражение в его первом опубликованном произведении «Тетради Андре Вальтера» («Les Cahiers d’Andr? Walter», 1891). См. статью: Тетради Андре Вальтера (роман А. Жида).

«Тетради Андре Вальтера» успеха у читателей не имели, но были по достоинству оценены знатоками, что позволило начинающему писателю войти в круг символистов.  Баррес знакомит Жида с С. Малларме. Состоялось его знакомство с П. Валери, А. де Ренье, Ж. Эредиа. Жид сотрудничает в декадентском журнале «Ревю бланш».

Через неделю после выхода в свет «Тетрадей» Жид написал «Стихотворения Андре Вальтера» («Les Po?sies d’Andr? Walter», 1892), в котором заметно влияние символизма, меланхоличность  сочетается с тревожным беспокойством, со стремлением к более энергичной и разнообразной жизни.

Изложением эстетических взглядов писателя стал его «Трактат о Нарциссе (теория символа)» («Trait? du Narcisse», 1891). Миф о Нарциссе истолковывается как драма самопознания. См. статью: Трактат о Нарциссе (эссе А. Жида).

«Опыт любви» («La Tentative amoureuse», 1893) — символистская повесть, история влюбленой пары Люка и Рашели, познающей не только платоническую любовь.  Вместе с тем «Опыт любви» вовсе не является апологией чувственной любви. Автор показывает, что такая любовь преходяща, коротка  (Люк и Рашель расстаются в финале повести). Ей противопоставлена «патетическая» любовь рассказчика к Мадам, которой он рассказывает символическую историю Люка и Рашель. Осуществлению любви рассказчик, а вместе с ним и автор, предпочитает смутное томление, неудовлетворенное желание, бесконечное ожидание, препятствия к обладанию любимым. С этим связаны в повести мотивы и образы куртуазной литературы с ее культом недосягаемой Прекрасной Дамы, образами волшебного сада и таинственных рыцарей.

«Опыт любви» — попытка освобождения от «андревальтеризма», от внутреннего конфликта. В письме 1893 г. Жид писал: «В «Опыте любви» я хотел показать, какое влияние оказывает процесс письма на пишущего. Ибо книга, являющаяся продуктом письма, меняет нас, она видоизменяет ход нашей жизни… Наши поступки оказывают на нас обратное действие».

В «Путешествии Уриана» («Voyage d’Urien», 1893) перемещению героя в пространстве, по различным земным ландшафтам соответствует духовное путешествие, смена этапов духовного становления Уриана.

Эмманюэль в «Тетрадях Андре Вальтера», Мадам в «Опыте любви», Эллис в «Путешествии Уриана»  — символ абсолютной нравственной чистоты, «ангелизма» и сопутствующей ему душевной холодности. «Опыт любви», «Путешествие Уриана» объеденены темой погони за ускользающей действительностью, за подлинностью.   «Путешествие Уриана» ознаменовало начало разрыва Жида с собой прежним, с Жидом-пуританином, отказ писателя от  «андревальтеризма». Писатель открывает для себя самоиронию, противопоставленную романтическому лиризму и мистицизму, патетическим длиннотам «Тетрадей Андре Вальтера». «Жид впервые продемонстрировал здесь разнообразие тона («diversit? d’humeur») <…> Принцип чередования («principe d’alternance»), но также противоречия, самокритику, диалогизм, присущий неуловимому Протею» (Martin C. Andr? Gide par lui-meme. Р., 1963. P. 68–69).

В 1893 г. Жид по совету врачей, подозревающих у него туберкулез,  отправляется в Северную Африку, где находился до весны следующего года. Пребывание в Тунисе стало перелом в жизни и творчестве писателя. Жид наслаждается солнцем, морем, экзотикой, открывает запретные чувственные радости, приобретает опыт гомосексуальных отношений.

Книга «Топи» («Les Paludes», 1895) свидетельствует об отходе Жида от символизма. Это — своеобразный манифест писателя, декларация стремления к переоценке ценностей, к самостоятельному творчеству вне школ и направлений. Р. Барт увидел в «Топях» начало европейского модернистского романа XX века. Это первое в европейской литературе произведение, в основу сюжета которого положен рассказ о том, как писатель пишет роман (зародыш «романа о романе»). См. статью: Топи (книга А. Жида).

Книга «Яства земные» («Les Nourritures terrestres», 1897) —  завет Жида молодому поколению. Она оказала огромное влияние на молодое поколение французов, в том числе и французских писателей  (Р. Мартен дю Гара, А. Камю и др.). См. статью: Ясвтва земные (книга А. Жида). Быть верным инстинкту жизни, а не интеллекту, который этот инстинкт подавляет и сковывает — таково жизненное кредо его героя книги, стремящегося к  «d?sinstruction» (опрощению, избавлению от образования).

Это «опрощение» становится поворотным пунктом в судьбе главного героя романа Жида «Имморалист» («L’Immoraliste», 1902), одного из первых образцов модернистского романа. См. статью: Имморалист (роман А. Жида).

Влиятельный критик Эдмон Пикар поставил роман Жида в один ряд с «Исповедью сына века» А. де Мюссе, увидев в нем «крик души, утратившей нравственные ориентиры». Однако в целом «Имморалист» был принят и критикой, и читателями весьма сдержанно. Французский литературовед Пьер де Буадеффр полагает, что причина подобной сдержанности в том, что «автор отказался занять определенную позицию: его книга не явилась ни апологией аморализма, ни обвинительным актом против Мишеля. Жид не стремился ничего доказывать, он лишь поставил проблему, не предложив ее решения».

«Имморалист» — наиболее яркое воплощение нового стиля, который вырабатывает писатель к началу XX в. На смену лиризму и манерности его ранних произведений приходит строгий, графически четкий, лаконичный и сориентированный на классицистскую традицию стиль. «Основная стилистическая фигура классицизма — я разумею французский классицизм — фигура умаления. Это искусство выражать как можно больше, сказав как можно меньше», — писал Жид.  Для Жида классицизм — явление преимущественно французское. Это — стилистическая сдержанность, композиционная уравновешенность, чувство меры, «скромность». «…Я могу сказать вам теперь, — декларирует Жид, — что в настоящее время считаю себя лучшим представителем классицизма».

А. Жид на острове Джерси. Картина Тео ван Риссельберга. 1907.

Убедительным подтверждением этой самохарактеристики  стала повесть «Тесные врата» («La Porte ?troite», 1909) — первое произведение писателя, вызвавшее интерес у широкой публики. Оно отличалось строгой композицией и тонким психологическим анализом. Писатель называл эту повесть «критикой склонности к мистике». Героиня повести Алиса из страстного стремления к абсолютной нравственной чистоте отказывается от любви и замужества и разрушает счастье любящего ее человека.  Идеализм и любовь к богу оборачиваются нравственной глухотой и жестокостью.  Еще в «Яствах земных» Жид провозгласил свое нравственное кредо  — «Быть как можно более человечным». При этом под человечностью писатель понимает способность личности следовать своим ощущениям и чувствам вопреки логике, здравому смыслу, требованиям разума и общественной морали.

В романе «Подземелья Ватикана» («Les Caves du Vatican», 1914) центральной является проблема «бескорыстного действия». Герой романа Лафкадио без всяких видимых причин убивает безобидного и не причинившего ему никакого вреда Флериссуара. Очевидна перекличка этого произведения с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского, ницшеанской концепцией «сверхчеловека». Совершив преступление ради самоутверждения, Лафкадио в конце концов осознает свою вину и хочет отдать себя в руки правосудия. Как и в «Имморалисте», в «Подземельях Ватикана» Жид обращается к вопросу о границах свободы личности.

Одной из форм несвободы Жид считал самообман и лицемерие. Повесть «Пасторальная симфония» («La Symphonie pastorale», 1919)  — разоблачение самообмана, протест против неискренности. Главный герой повести пастор, взявший к себе в дом на воспитание слепую девочку Гертруду, не решается признаться себе в истинной природе своих чувств к воспитаннице. Прикрываясь высокими словами и благими намерениями, пастор устраняет соперника в лице собственного сына, отсылая того на каникулы в Альпы. Из эгоизма и трусости пастор разрушает счастье сына и Гертруды, любящих друг друга, лишает душевного покоя жену. Обретя зрение после операции, Гертруда узнает правду о себе и мире, понимает, что она стала объектом греховной любви пастора и причиной распада его семьи. Осознав свою вину, она умирает.

«Пасторальная симфония» стала одним из популярнейших произведений писателя. В 1946 г. режиссер Жан Деланнуа снял одноименный фильм по этой повести. Роль Гертруды исполнила известная французская актриса Мишель Морган.

«Фальшивомонетчики» («Les Faux-Monnayeurs», 1925) — единственное  произведение Жида, которые он сам называл романом. Об этом произведении, ставшем вершиной художественного творчества писателя, см. статью: Фальшивомонетчики (роман А. Жида). Эксперимент Жида в романном жанре оказал значительное влияние на модернистскую литературу, вплоть до французского «нового романа».

Жид был среди основателей журнала «Нувель Рёвю франсез» (1909), который станет одним из самых интересных и значительных парижских журналов, по выражению Ф. Мориака, «евангелием» молодого поколения французских писателей.

С июня 1925 по май 1926 г. Жид совершает путешествие по французским колониям в Африке. Потрясенный бесчинствами колонизаторов, варварской деятельностью многочисленных французских компаний Жид рассказывает об увиденном в книгах «Путешествие по Конго» («Le Voyage au Congo», 1927) и «Возвращение из Чада» («Le Retour du Tchad», 1928), ставших своеобразным обвинительным заключением против колониальной политики Франции.

Показав в своих книгах мир фальшивомонетчиков, каким представлялась ему буржуазная Франция, Жид в 30-х годов обращает свои взоры к СССР. В «Нувель ревю франсез» он писал о своем желании увидеть, «что может дать государство без религии, общество без социальных перегородок». После прихода к власти в Германии Гитлера Жид сближается с коммунистами в их антифашистской борьбе, выступает за освобождение Димитрова, обвиненного в поджоге Рейхстага.  В 1936 г. Жид приехал в СССР, где был принят как желанный и почетный гость. Вернувшись во Францию, он рассказал  о своих впечатлениях от поездки в книге «Возвращение из СССР»  («Le Retour de l’URSS», 1937). Писателя пленила сердечность русских, очаровала советская молодежь, изумило выражение спокойного счастья на лицах людей. Однако Жид, внимательный наблюдатель,  подмечает в различных бытовых проявлениях — в одежде, в интерьере домов, в ассортименте товаров — нечто такое, что насторожило и встревожило его: безликость, унифицированность, однообразие, «деперсонализация». «Но сама эта, всеобщая в СССР, тенденция к утрате личностного начала — может ли она рассматриваться как прогресс? Что касается меня, я не могу в это верить», — резюмирует автор.

Жид отметил, что в СССР формируется новая разновидность аристократии, «аристократия всегда правильно думающих конформистов». Писатель предсказал, что «в следующем поколении эта аристократия станет денежной».

Оригинальность повествовательной манеры Жида в значительной мере определяется контрастом между смелостью, новизной мысли и классицистской уравновешенностью, простотой формы.  Новатор в жанре романа, Жид, несмотря на свою неоклассическую ориентацию, по праву считается одним из первых модернистов во французской литературе. В 1947 г. А. Жиду была присуждена Нобелевская премия по литературе «За глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

Автограф А. Жида.

См. статью: Жид Андре: Хроника жизни и творчества.

Соч.: ?uvres completes: En 15 vol. P., 1932–1939; Journal 1889–1939.  P., 1939 (Bibl. de la Pl?iade); Th??tre complet: En 8 vol. P., 1947–1949; Journal 1939–1949 et Souvenirs. P., 1954 (Bibl. de la Pl?iade); Romans, r?cits et soties, ?uvres lyriques. P., 1958 (Bibl. de la Pl?iade); Essais critiques. P., 1999; Le Ramier. P., 2002; Histoire de Pierrette. P., 2010; Quelques r?flexions sur l’abandon du sujet dans les arts plastiques. P., 2011; в рус. пер. — Возвращение из СССР: Два взгляда из-за рубежа. М., 1990; Подземелья Ватикана. Фальшивомонетчики. Возвращение из СССР. М., 1990;  Достоевский: Эссе. Томск, 1994; Яства земные: Избранная проза. М., 2000; Собр. соч.: В 7 т. М., 2002; Пасторальная симфония. Изабель. М., 2010; Фальшивомонетчики. М., 2010; Подземелья Ватикана. М., 2011.

Лит.: Кирнозе З. И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977; Владимирова А. И.  Достоевский во французской литературе XX века // Достоевский в зарубежных литературах. Л., 1978. С. 37–60; Никитин В. А. Андре Жид: вехи творческого пути // Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата. М., 1991; Ржевская Н. Ф. Жид // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1994. Т. 8. С. 229–231; Трыков В. П. Жид // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 451–456; Alb?r?s R.-M. L’Odyss?e d’Andr? Gide. P., 1951;  Br?e G.  Gide, l’insaisissable Prot?e. P., 1953; Martin C.  A. Gide par lui-m?me. P., 1963; Lepape P. Gide, le messager. P., 1997; Sagaert M. Andr? Gide. P., 2002; Lestringant F. Andr? Gide l’inqui?teur. P., 2011.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.