Саган Франсуаза

Саган (Sagan) Франсуаза (настоящая фамилия Куарез, Fran?oise Quoirez, 21.06.1935, Кажарк, — 24.09.2004, Онфлер) — французская писательница, драматург, режиссер, сценарист. Родилась и училась будущая писательница в семье богатого промышленника, получила образование в католическом пансионе, выйдя из которого, поступила на филологический факультет Сорбонны, которую бросила после успеха ее первого романа «Здравствуй, грусть» («Bonjour tristesse», 1954), написанного во время студенческих каникул. Успех имел характер скандала, Ф. Мориак назвал юную писательницу «очаровательным маленьким чудовищем».

Роман «Здравствуй, грусть» сделал Саган знамением времени, своего рода символом. Роман получил Премию Критики, стал бестселлером и разошелся тиражом более миллиона экземпляров на разных языках (более 30) и в разных странах. Что касается затрагиваемых ею тем, то она вполне откровенна: говорит о чувственных удовольствиях с бесстрастной и обезоруживающей простотой. Героиня романа — молодая, веселая и бойкая Сесиль «берет» любовника, Сирила. Он мечтает жениться на ней, в то время как она с безразличием отвечает на его поцелуи и не придает никакого значения этой связи. Сесиль лишена какой-либо сентиментальности. Сирил у нее первый, но явно не последний. Позволяя девушке манипулировать собой, он быстро превращается в «бедного» Сирила, замечательного и временами прекрасного. Это обидное уточнение «временами» поражает как небрежностью, так и беспощадностью. С той же небрежностью и беспощадностью Сесиль разрушает глубокую связь своего отца, Реймона, и Анны Ларсен. Анна, в результате интриги Сесиль, разрывает отношения и погибает в автомобильной катастрофе, что, по-видимому, было самоубийством. Образ Сесиль,  главной героини романа, получился настолько всеобъемлющим и глубоким, что не мог не вызвать удивления. Он как бы вобрал в себя множество частных и конкретных судеб современников писательницы, почему и возник термин «поколение Франсуазы Саган».

Уже в ранних романах Саган начинает формироваться типология героев и тематика произведений: у писательницы юноши, как правило, наивны, невыразительны, а порой и глупы: Сирил в «Здравствуй, грусть», Бернар в «Смутной улыбке», Эдуар в «Через месяц, через год». Настоящие герои ее первых романов — это зрелые мужчины, сексуальные и обаятельные, наделенные умом и шармом. Раймон в «Здравствуй, грусть», Люк в «Смутной улыбке», Андре в «Через месяц, через год». Ее типология персонажей очень близка к той типологии, которую использовал Стендаль. Интрига у нее проста: два человека любят друг друга, третий наблюдает и страдает. В конце каждый остается наедине с собой. Главная тема Саган — не любовь, а неразделенная любовь, то есть одиночество.

Роман «Смутная улыбка» («Un certain sourire») появился на прилавках магазинов 15 марта 1956 г. с посвящением Флоранс Мальро. Это история двух пар: Доминики и Бертрана, Франсуазы и Люка. Доминика, студентка факультета права, живет в небольшой комнатке семейного пансиона. Она встречается со своим  ровесником Бертраном, тоже студентом. Их роман довольно зауряден. Ее встреча с Люком, дядей Бертрана, опрокидывает все принципы, которых, по большому счету, было не так много. Доминику и Люка неотвратимо тянет друг к другу. Они быстро становятся любовниками, причем чувство вины их вовсе не мучает. Однако через две недели после побега в каннский отель Люк во всем признается своей жене, Франсуазе. Доминика вновь остается сама с собой…

Франсуаза Саган в качестве основной темы романа «Любите ли вы Брамса?» («Aimez-vous Brahms?, 1959) выбирает любимую тему — одиночество. Тридцатидевятилетняя Поль, декоратор, после развода живущая одна, вот уже шесть лет встречается с Роже, который считает ее слишком умудренной жизнью. Она знает, что у него продолжительный роман с другой женщиной, но у нее нет ни желания, ни смелости с ним расстаться. Мысль о том, что она может ему изменить, не приходит ей в голову до тех пор,  пока она не встречает Симона, двадцатипятилетнего юношу. Молодой адвокат, стажер, страстно влюбляется  в Поль, ухаживает за ней и знакомит ее с музыкой Брамса. Так на время ему удается вытеснить Роже из жизни любимой женщины. Против всякого ожидания, Роже выигрывает свою партию. Симон исчезает, а Поль возвращается к своему прежнему любовнику, к своей прежней жизни, сотканной из сплошного ожидания. Книга проникнута щемящим  лиризмом, что во многом определило ее шумный литературный и кинематографический успех.

Во многих романах этого периода «Через месяц, через год» («Dans un mois, dans un an», 1957), «Волшебные облака» («Les merveilleux nuages», 1961), «Сигнал к капитуляции» («La chamade», 1965), «Ангел-хранитель» («Le garde du coeur», 1968) просматривается опора на автобиографический опыт, герои живут в замкнутом,  обособленном мире и скрывают свои проблемы под маской светских людей. В произведениях наблюдается явное влияние любимого писателя Саган М. Пруста.

В романе «Немного солнца в холодной воде» («Un peu de soleil dans l’eau froide», 1969) Саган обратиться к тем же темам, но добавит в них мотив нервной депрессии. Жиль Лантье, тридцатипятилетний журналист, физически крепкий, но ни к чему не проявляющий интереса, даже его любовница, манекенщица модного дома, больше не привлекает его. Случайно встретив Натали, он увозит ее  в Париж, но там героиня чувствует себя не в своей тарелке. И тогда она проглатывает смертельную дозу снотворного. Стиль автора совершенствуется, становится узнаваемым. Многие литературоведы замечают, что Саган отдает предпочтение строгим формам классицизма: число персонажей сведено к минимуму, это два-три лица, остальные же составляют некий фон. Cоблюдается единство действия. Автору важно показать внутренний мир своих героев в момент наибольшего  психологического напряжения, хотя синтаксис фраз остается спокоен и холоден, что позволяет говорить о дополнительном стилевом эффекте, усиливающем художественное воздействие (Ю. Уваров).

Во Франции Саган известна и как блестящий драматург, чьи пьесы с большим успехом проходят на сценах ведущих столичных театров: «Замок в Швеции» («Chateau en Sud?de», 1960), «Иногда скрипки» («Les violins parfois», 1962), «Сиреневое платье Валентины» («La Robe mauve de Valentine», 1963), «Превратности фортуны» («Bonheur, impair et passe», 1964), «Лошадь исчезла» («Le cheval ?vanoui», 1966), «Заноза» («L’?charde», 1966), «Пианино в траве» («Un piano dans l’herbe», 1970), «Голубой папортник» («Les foug?res bleues», 1976), «Хорошая погода днем и ночью» («Il fait beau jour et nuit», 1978).

В 1970-e годы Саган издает лирический роман «Синяки души» («Des bleus ? l’?me», 1972), в котором она выходит на сцену и размышляет о современном мире, нравах и литературе. Она не выносит серость и убожество «общества потребления», ей претит откровенный показ интимной жизни людей, она изображает богемную среду не только потому, что ее лучше знает, а потому, что не принимает мещанско-торгашескую приземленность современного ей общества. Аналогичные мотивы можно найти в ее более поздних книгах «Ускользающий профиль» («Un profil perdu», 1974), «В память о лучшем» («Avec mon meilleur souvenir», 1984), «От всей души» («Et toute ma sympathie», 1993), «Страницы моей жизни» («Derri?re l’?paule», 1998).

В 1990-х годах Саган публикует «военную трилогию», которая вызвала неоднозначные отзывы в критике: «И переполнилась чаша» («De guerre lasse», 1985), «Рыбья кровь» («Un sang d’aguarelle», 1987), «Окольные пути» («Les faux-fuyants», 1991).

В 1985 г. Франсуаза Саган была удостоена премии князя Монако за вклад в литературу. В современной французской литературе заметно влияние писательницы: тип сагановской героини встречается в произведениях Даниэль Сальнав, Кристин Рошфор и у ряда других авторов психологической женской прозы.

Соч.: Bonjour tristesse. P., 1954; Un certain sourire. P., 1956; Aimez-vous Brahms? P., 1959; Un peu de soleil dans l’eau froide. P., 1969; Sarah Bernhardt, ou le rire incassable. P., 1987; Derri?re l’?paule. P., 1998; Un certain regard. P., 2008; Lettre de Suisse. P., 2008; в рус. пер. — Избранные произведения: В 4 т. М., 1992; Здравствуй, грусть. М., 2009; Отрава. СПб., 2010; Неподвижная гроза. М., 2010; Слезинки в красном вине. М., 2011.

Лит.: Уваров Ю. Современный французский роман. 60–80-е гг. М., 1985; Лану Ж.-К. Франсуаза Саган. М., 2005; Делассен С. Любите ли вы Саган?.. М., 2003; Лелевьер М.-Д. Франсуаза Саган. М., 2010; Hourdin G. Le cas Fran?oise Sagan. P., 1958; Poirot-Delpech B. Bonjour Sagan. P., 1985; Lamy J.-C. Sagan. P., 1988; Morello N. Fran?oise Sagan: Une Conscience de Femme Refoul?e. N. Y., 2000.

Н. Е. Ерофеева, В. Н. Таранов, Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности.

 

 

 

 

Serge Lutens Nuit De Cellophane купить