Западня (роман Э. Золя)

Роман «Западня» (1877), вошедший в романный цикл французского писателя Эмиля 3оля (1840–1902) «Ругон-Маккары», был пер­вым в его творчестве широким полотном народной жизни. Роман принес его создателю скандаль­ную известность. Посыпались протесты, многие читатели отказывались от подписки, и тем не ме­нее за рекордно короткий срок роман выдержал тридцать изданий. Такая реакция некоторой части пуб­лики объяснялась тем, что в романе впервые с такой правдивостью была показана жизнь французских низов.

Роман рассказывает о драме семьи Купо, о ее физическом и нравственном падении. «От пошлости интриги меня может спасти лишь ве­личие и правдивость изображенных мною кар­тин народной жизни. Поскольку я беру глупую, пошлую и грязную обстановку, я должен дать рисунку большую рельефность», — писал 3оля о романе. Таким образом, писатель ставит перед собой сложную эстетическую задачу: продемонстриро­вать пригодность для настоящего искусства лю­бого материала, расширить в соответствии с принципами натуралистической эстетики сфе­ру художественного.

Прачка Жервеза и кровельщик Купо, трудо­любивые и простые люди, пытаются устроить свое маленькое счастье, свою скромную семей­ную жизнь. Однако несчастный случай, проис­шедший с Купо на работе, лишает его возможно­сти трудиться. Купо остается без работы и по­степенно спивается, все чаще и чаще загляды­вая в кабачок под названием «Западня».

Своим романом 3оля утверждал, что бедняк обречен на гибель, что условия его жизни и тру­да с неизбежностью обрекают его на деграда­цию и вымирание. Вместе с тем 3оля не забывает дать и биологическую мотивировку происходя­щего в романе: крах Купо и Жервезы объясня­ется не только социальными, но и наследствен­ными факторами (Жервеза — потомок Аделаи­ды Фук по линии Маккаров, то есть нисходящей ветви семьи; Купо также страдает от наследст­венного алкоголизма).

3оля сам отмечал «философскую связь», кото­рая существует между «Западней» и следующим его романом «Нана». Делая главной героиней романа куртизанку Нана, усиливая фи­зиологический, сексуальный элемент в романе, 3оля хотел показать «разложение, идущее снизу, западню, которой правящие классы дают сво­бодно раскинуться». Образ Нана должен символизировать всю Вторую империю, ее привлекательную внешность и развратную сущность.

Лит.: Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя! М., 1966; Кучборская Е. П. Реализм Эми­ля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искус­ства XIX в. во Франции. М., 1973; Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ру­гон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство.  Саратов, 1984; Трыков В. П. Золя // // Зарубежные писатели: в 2 ч. М., 2003. Ч. 1.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения.