Верлен Поль

Верлен (Verlaine) Поль (30.03.1844, Мец — 8.01.1896, Париж) — французский поэт, один из крупнейших французских символистов. Родился в семье рано умершего армейского офицера. Мальчиком был отправлен в Париж для учебы в лицее Бонапарта. Довольно рано, еще в лицее, начал писать стихи. В 1862 г. окончил лицей и получил место чиновника в парижской ратуше. В это время становится постоянным посетителем парижских литературных кафе, где знакомится с К. Мендесом, С. Прюдомом, А. Франсом, Ф. Копе. В 1865 г. предлагает журналу «Искусство» две поэмы и статьи о Барбе д’Оревилли и Бодлере. В 1866 г. напечатал несколько своих стихотворений в коллективном сборнике «Современный Парнас».

В первом поэтическом сборнике Верлена «Сатурновские стихотворения» (1866) заметно влияние парнасской эстетики и Ш. Бодле­ра. Парнасское влияние сказывается в пластической выразительности образа, в тщательной отделке стиха, в материальной плотности, зримости и осязаемости мира. В сборнике еще сохраняется парнасское равновесие объективного и субъективного начал в структуре поэтического образа. Бодлеровская традиция ощущается в общей минорной тональности стихотворений, в тонкости ощущений  и  обостренной  восприимчивости,  а таккже   в   разработке   урбанистической   темы («Воспоминанье о тайне сумерек», «Сентиментальная прогулка», «Осенняя песня»). Однако уже в этом сборнике обнаруживаются черты оригинального верленовского стиля: меланхолическая интонация, нюансировка образа, музыкальность, явленная не только как виртуозная оркестровка стиха, но прежде всего как способность передать тончайшие движения, «му­зыку» души.

В сборнике «Галантные празднества» (1869) зачастую  видели   произведения дилетанта и декадента, приверженца теории «искусства для искусства». Сборник представ­ляет собой серию изящных пейзажей, картинок, зарисовок, запечатлевших изысканные развлече­ния дам и кавалеров XVIII в. Поэт использует пар­насский прием обращения не к живой природе, но к ее преломлению в призме искусства. Его вдохновляют полотна Ватто, Фрагонара, Греза. «Галантные празднества» ? своеобразная по­пытка поэта найти убежище в далекой эпохе, при помощи воображения раствориться в ее ска­зочном, театрализованном мире. Зарисовки природы приобретают характер «пейзажей души», в которых наблюдения над реальной действительностью поглощаются субъ­ективными впечатлениями поэта, растворяются в его восприятии и подчинены задаче ? выра­зить оттенки душевного состояния лирического героя (стихотворения «Лунный свет», «На про­гулке», «Втихомолку»). Подобная поэтическая установка привела к усилению меланхолической тональности сборника, к дальнейшему развеществлению материального мира и к усилению субъективного начала в структуре поэтического образа. Однако общая тенденция к субъективизации художественного мира пока еще не приво­дит к стиранию грани между реальным и вооб­ражаемым, к ослаблению контуров предмета.

Сборник «Добрая песня» (1870) включает стихотворения, посвященные возлюбленной Верлена, его невесте Матильде Моте, с которой он встретился в 1869 г., когда Матиль­де было шестнадцать лет. Верлен любил этот свой сборник бо­лее других книг, ибо «Добрая песня», по его словам, была «прежде всего искренней и задуманной так ми­ло, нежно и чисто… написанной так просто». Действительно, «Добрая песня» ? самый жизнерадостный из поэтических сборников поэ­та, рассказывающий историю возрождения ли­рического героя под влиянием любви. Любовь у Верлена не столько страстное и мучительное чувство, сколько нежное томление. Бодлеровской пылкой чувственности Верлен предпочитает сдержанность и целомудрие. В стихотворении «Чуть солнце поднялось над влажными полями…» поэт, создавая картину восхода, раннего утра, обращается мыслью к любимой: «Но что за наслажде­нье / Дарует этот вид тому, кто одержим / Еди­ною мечтой и образом одним / Девическим,— во всем его очарованье / Певучей белизны души и одеянья, / Столь схожими со днем, занявшим­ся едва…».

Во время Парижской Коммуны Верлен работает в пресс-бюро Коммуны. После поражения ком­мунаров, тяжело переживая репрессии и крова­вый террор, Верлен пристрастился к алкоголю. Запо­дозренный в симпатиях к Коммуне, он лишается работы. В сентябре 1871 г. он знакомится с А. Рембо, оставляет семью и летом 1872 г. отправляется со своим другом в Бельгию, а затем в Англию, где они ведут бродяжнический образ жизни. В июле 1873 г. в Брюсселе во время одной из ссор Верлен стреляет в Рембо и ранит его. По приго­вору суда он отбывает два года тюремного за­ключения. В тюрьме Верлен пишет стихотворения лучшего своего поэтического сборника «Романсы без слов» (1874). «Романсы без слов» ? вершина импрессио­нистической лирики Верлена. Сборник представляет собой серию зарисовок, мотивов, фрагментов, пейзажей. Импрессионистическая субьективизация и дематериализация действительности до­стигает высшей степени. Совершенствуется мас­терство нюансировки образа, возрастают гиб­кость и задушевность поэтической интонации. Художественную завершенность приобретает верленовский «пейзаж души», хрестоматийным образцом которого стало стихотворение «И в сердце растрава / И дождик с утра…». Эта мгновенная импрессионистическая зарисовка картины дождя превращается в описание ду­шевного состояния лирического героя, для кото­рого впечатление становится лишь отправной точкой для выражения оттенков своего душевно­го состояния: «О дождик желанный, / Твой шо­рох — предлог / Душе бесталанной / Всплакнуть под шумок». Общую тональность стихотворения отличает импрессионистическая приглушенность звуков и красок. Слова утрачивают свою семантиче­скую и живописную функцию, образуя мелодию, выражающую музыку души лирического героя. Верлен широко использует для придания музыкаль­ности стихотворению повторы, создает систему аллитераций и ассонансов: «Il pleure dans mon coeur / Comme il рleut sur la ville. / Quelle est cette langueur / Qui p?n?tre mon coeur?» Много­кратное повторение в этой строчке не имеющего в русском языке аналога долгого звука [?:] по­зволяет поэту как нельзя лучше не только на вербальном, но и на суггестивном уровне пере­дать, внушить читателю меланхолическое на­строение лирического героя, заставляет все сти­хотворение звучать как стон нежной и одинокой души. Таким образом, в самом импрессионистиче­ском из своих сборников В. делает решительный шаг в направлении замены смысла звучанием, к слиянию поэзии и музыки и, в конечном сче­те,— к «бессловесности» поэзии.

Поэтическим манифестом импрессионистиче­ской и символистской лирики стало стихотворе­ние  «Поэтическое искусство» (написано в 1874, изд. 1882). Поэт призывает к му­зыкальности как важнейшему принципу новой поэзии («De la musique avant toute chose»). При­чем музыкальность понимается широко, как пре­одоление в поэзии всего, что мешает раскованно­сти лирического самовыражения: законов логики и здравого смысла, устоявшихся норм стихосло­жения, установки на виртуозность и определен­ность смысла, точность контура. Поэт — медиум, движимый интуицией, а не логикой. Подлинная поэзия — выражение невыразимого. Верлен завершает свое стихотворение таким наставлением,  обращенным к поэту: «Пускай он выболтает сдуру / Все, что впотьмах, чудотворя, / Наворожит ему заря… / Все прочее — литература».

Сборник «Мудрость» (1881) включает стихотворения, написанные Верленом в тюрьме и вскоре после освобождения. В тюрьме происходит обращение Верлена в католическую веру. В «Мудрости » поэт обращается к Богу, зачастую второй глубинный план образа-символа занимает не душа человека, а Бог, происходит переход поэта от «гуманистического символизма» к «религиозному» (Д. Д. Обломиевский). Сборник получил неоднозначную оценку критики. Так, по мнению авторитетного французского литературоведа А. Адана, «Мудрость»? лучшее произведение Верлена.  Д. Д. Обломиевский полагает, что «Мудрость» знаменует начало творческого упадка Верлена и шаг к декадансу.  Н. И. Балашов отмечал столкновение противоречивых тенденций в сборнике: «Здесь во многих случаях здоровая человечность поэта приглушена в странно тяжеловесных для Верлена приторных религиозных стихотворениях». Однако, несомненно, что сборник «Мудрость» обозначил зрелость верленовского символизма, это произведение в творчестве поэта наиболее типичное для символистской поэзии. В нем                   окончательно побеждает тенденция к объективизации субъективного, между явлениями устанавливаются трансцендентальные отношения.

После освобождения из тюрьмы в январе 1875 г., пережив религиозное обращение, Верлен пытается в течение нескольких лет вести жизнь добропорядочного христианина, преподает в Англии, а затем после возвращения на родину ? в коллеже Ретеля, заводит ферму, но предприятие мало-помалу приходит в упадок, и Верлен возвращается к своему прежнему беспорядочному образу жизни.

Позднее творчество поэта отмечено печатью двойственности. Он как бы разрывается между мистической устремленностью своих католических прозрений и чувственными желаниями. Заметно усиливаются декадентские тенденции в поздних поэтических сборниках: «Некогда и недавно» (1884), «Любовь» (1888), «Параллельно» (1889), «Счастье» (1891), «Песни для нее» (1891), «Оды в ее честь» (1893).

После смерти матери в 1886 г. Верлен остался практически без средств к существованию. Он познает нищету и жизнь в трущобах, его мучают болезни.

Известность приходит к поэту вскоре после выхода в свет его серии литературных портретов под общим названием «Проклятые поэты» (1884). Широкая публики увидела в этом завсегдатае парижских поэтических кафе и госпиталей большого поэта, открывшего ей Т. Корбьера, А. Рембо, С. Малларме, очерки о которых были помещены в «Проклятых поэ­тах». В сборнике был литературный портрет и са­мого Верлена под названием «Бедный Лелиан» («Pauvre L?lian» — анаграмма имени Поля Верлена). Бро­дяга и скандалист предстал вдруг в сознании читателя мэтром символизма. От него ждут на­ставлений, публичных лекций, воспоминаний. Он откликается на эти ожидания и публикует про­заические работы мемуарного и автобиографи­ческого характера: «Записки вдовца» (1886), «Мои больницы» (1891), «Мои тюрьмы» (1893), «Пятнадцать дней в Голландии» (1893), «Исповедь» (1895).

Однако умер Верлен в бедности в январе 1896 г. Толпа литераторов и почитателей его та­ланта сопровождала гроб поэта из церкви Сент-Этьен дю Мон на кладбище. Верлен занимает особое место во французском символизме. Будучи признанным мэтром этого направления, он все же не был его главой и тео­ретиком, как С. Малларме. Сильнее, чем кто-либо из крупнейших символистов, Верлен связан с импрессионизмом. Он стремился не столько к созданию символов, сколько к передаче впе­чатлений. Поэтический образ  строится у Верлена чаще всего из самых обыденных деталей, из фрагмен­тов увиденного и воспринятого тонкой впечатли­тельностью поэта. Образ-символ Верлена лишен бодлеровского «сатанизма» и драматизма, равно как и гротесковой заостренности, ассоциативно­сти, деформированности образа у Рембо..

Новаторство Верлена — в придании поэтическому слову небывалой дотоле музыкальности и сугге­стивности, в обогащении ритмики стиха.  Он был одним из первых, кто обратился к «свободному стиху» («vers libre»). «…Верлен был яснее и проще своих учеников: в его всегда меланхолических и звучащих глубо­кой тоской стихах был ясно слышен вопль отчая­ния, боль чуткой и нежной души, которая жаж­дет света, жаждет чистоты, ищет бога и не нахо­дит, хочет любить людей и не может»,  писал М. Горький в статье «Поль Верлен и дека­денты». Высокую оценку творчеству Верлена дал А. Франс, писавший: «Этого поэта нельзя судить как чело­века здравомыслящего. <…> Вы утверждаете, что он сумасшедший? Я тоже думаю это. Он су­масшедший вне всякого сомнения. Но осторож­нее, потому что этот безумец создал новое искус­ство, и нет ничего невероятного, если о нем ког­да-нибудь станут говорить, как говорят теперь о Франсуа Вийоне, с которым он так схож. Это был лучший поэт своего времени».

Соч.: ?uvres po?tiques. P., 1976; в рус. пер. — Лирика. М., 1969; Избранное. М., 1996; Избранное: Лирика. Проза. Критика. М., 1999 (Сокровища мировой лит-ры);  Сатурнийские стихи=Po?mes saturniens; Галантные празднества=F?tes galantes; Песни без слов=Romances sana paroles. СПб., 2001 (Текст парал. рус., фр.); Исповедь: Автобиографическая проза, художественная проза. СПб., 2006.

Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский симво­лизм. М., 1973; Великовский С. И. В скрещенье лу­чей: Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987; Гурмон Р. де. Книга масок. Томск, 1996;  Карко Ф. Верлен. СПб., 1999;  Птифис П. Поль Верлен. М., 2002 (Жизнь замечат. людей); Трыков В. П. Верлен // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Adam A. Verlaine: L’homme et l’oeuvre. P., 1953.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.

 

 

 

 

На аншлаговый концерт Robbie Williams стоимость билетов может быть значительно выше.