Валери Поль

Валери (Val?ry) Поль  (30.Х.1871, Сэт — 20.VII. 1945, Париж) — французский поэт, теоретик искусства. Член Французской академии (1925). Родился в семье таможенного контролера-корсиканца. Мать Валери была дочерью итальянского консула во Франции. Поль Валери учился в коллеже в Сэте. Окончил университет в Монпелье, где изучал право.

Поль Валери увлекается поэзией, живописью, историей архитектуры, поэзией Бодлера. В 1887 г. умирает отец Валери. К 1889 г. относится начало  страстного увлечения Поля Валери математикой и физикой. В 1890 г. он знакомится с начинающим писателем Пьером Луи, который становится его другом и вводит в литературную среду. Особое влияние на начинающего поэта оказал С. Малларме, личное знакомство с которым состоялось в Париже осенью 1891 г.

В 1891 г. в журнале «Раковина» опубликовано стихотворение «Нарцисс говорит». Впоследствии Валери неоднократно будет возвращаться в своей лирике к этому мифологическому персонажу (см., напр., стихотворение «Фрагменты Нарцисса»). Лирический герой стихотворения «Нарцисс говорит» восклицает:

Собратья-ирисы, о красоте скорбя,

В толпе нагих цветов я возжелал себя

И чахну! <…>

 

Так в творчестве Валери начинается тема мучительного самосознания. Возжелавший себя Нарцисс напряженно всматривается в свое отражение.  Томимый жаждой самосознания, он отвергает радости жизни:

И розу прошлого, и смех забыл я ради

Отвергнутой любви к волшебной этой глади.

 

Однако познать себя Нарцисс не в состоянии:

И нет конца слезам: подводный образ пуст!

1892 г. — год мучительного кризиса. Валери переживает романтическую страсть к незнакомке, встреченной на улице. Его терзает ощущение несвободы, он мучается сознанием того, что под влиянием страсти утратил способность владеть своей мыслью. Поэт решает освободиться от всего стихийно-эмоционального, романтического в себе. Этот кризис приведет к отказу Валери от поэтического творчества. Пауза продлится двадцать лет и будет прервана в 1917 г. выходом в свет «Юной Парки».

Валери заполнит эту паузу настойчивыми поисками законов, управляющих творческим актом. Он стремится найти не свой индивидуальный писательский стиль, но понять общий механизм порождения поэтических произведений. Впоследствии Валери запишет в одной из своих тетрадей: «Высший человек не тот, кто наделен неким даром и кто выносит это богатство вовне, но тот, кто организовал себя во всем объеме своего существа». «Быть поэтом — нет. Мочь быть им», — декларирует он.

Оставив поэзию, Валери обращается к различным  жанрам интеллектуальной прозы: эссе, литературно-критическим статьям, трактатам, философской повести. Он увлечен анализом «мыслящего «Я» («moi pensant»), разрабатывает диалектику интеллектуального хаоса и порядка. Так начинается поиск «метода».  Его результатом стала работа «Введение в систему Леонардо да Винчи» (1895).

В этом эссе отчетливо проявилась направленность  мысли молодого писателя. Его интерес обращен к проблемам методологии сознания, точнее самосознания. Валери ищет некий универсальный метод, принцип прежде всего своего собственного мышления, обеспечивающий цельность его личности, связность различных ее проявлений.

Выбор фигуры Леонардо да Винчи является  в известном смысле случайным. Не биография и не уникальная личность конкретного исторического персонажа занимают писателя.  Сначала он конструирует в своем сознании образ безымянного универсального человека, чьи таланты и проявления столь разнообразны, что обнаружить в них некую систему, некий объединяющий их принцип чрезвычайно сложно. Но именно эту задачу ставит перед собой Валери: в хаосе усмотреть порядок, в многообразии единство, в конгломерате систему. Таким образом, Леонардо да Винчи в эссе Валерии — лишь имя, знак, символ многосторонности, сложности, универсальности, в которых необходимо узреть принцип, обеспечивающий единство многообразия, простоту сложности и ограниченность универсальности, в том смысле, в каком ограничена, замкнута всякая система. Не случайно Валери называет Леорнардо «символическим умом».

Писатель декларирует принцип безличности художественного или научного произведения. Он отвергает романтическую концепцию гения, творящего по вдохновению. Произведение реализует не личность автора в ее психологической, биографической или мировоззренческой конкретности, но некого анонимного автора-систему, мыслимого как однородность и  связность его мыслительных принципов, операций и навыков. Эта связность системы проявляется в принципах конструирования писателем его чувственных реакций, непосредственных наблюдений над реальностью и личных впечатлений.

На концепцию художественного творчества Валери оказала влияние мысль Малларме: не писатель мыслит язык, а язык мыслит писателя. Однако это вовсе не означает, что Валери отрицает значение эмоционального, психологического фактора в творческом процессе. Творческий акт не замкнут внутри себя. Его предпосылка — эмоциональная жизнь писателя, которая рождает саму потребность в творчестве. «В глубине коренится драма. Драма, превратности, волнения — пользоваться можно  любыми словами такого рода, лишь бы они были многочисленны и друг друга дополняли», — писал Валери в «Введении в систему Леонардо да Винчи». Эта драма — необходимая предпосылка творчества, но не само творчество. Она необходима, но не достаточна, чтобы создать произведение искусства. «Стихотворение создается не из идей и не из чувств; оно создается из слов», — убежден Валери. Поэтому поэт меньше всего вдохновенный прорицатель, бессознательный медиум, жрец, но мастер, труженик, ремесленник, работающий над словом.

Валери вступает в полемику с  импрессионистической критикой рубежа XIX?XX веков. Он отвергает субъективное «впечатление» критика как объект анализа и призывает к анализу метода того или иного писателя, который позволяет ему воздействовать на читателей. Художественное произведение для Валери вовсе не сосуд, наполняемый содержанием, но нечто вроде камертона, настраивающего читателя, зрителя или слушателя на  определенный, заданный автором тип восприятия действительности.   Поэтому задача критики не в том, чтобы понять мысль или чувство, которое автор «вкладывает» в  свое произведение, а в том, чтобы уяснить в ходе анализа, какими средствами автору удается «настроить» свою публику, каковы принципы и приемы «комбинирования» материала, используемые художником.

Валери роднит с Прустом признание высокого статуса художественного творчества. Для обоих искусство есть способ проникновения в сущность бытия. У обоих искусство сопряжено с «прояснением», осознанием, выведением из глубин стихийного, бессознательного наружу. Однако механизм этого проникновения и самого творческого акта мыслится ими  по-разному.       У Пруста в его основе лежит действие бессознательной, интуитивной,  «непроизвольной» памяти, у Валери истоки творчества — в чувственных раздражителях, в слиянии, «идентификации» поэта с предметами, возбудившими его чувства, привлекшими его внимание. «Мыслить значит ? почти всегда, когда мы отдаемся процессу мышления, ? блуждать в кругу возбудителей, о которых нам известно главным образом то, что мы знаем их более или менее».

 

Эссе «Кризис духа» (1919) явилось откликом писателя на события первой мировой войны и принесло ему особую известность в кругах европейской интеллигенции. Он анализирует причины и возможные последствия разразившейся катастрофы для европейской культуры. Одной из важнейших ее причин Валери считает кризисное состояние европейской культуры накануне войны. Духовное состояние Европы в этот период он обозначает словом «модерн», которое становится синонимом слов «хаос», «эклектика», «разброд».

Валери анализирует ситуацию в Европе сквозь призму понятий «хаоса» и «порядка». «…Две опасности не перестанут угрожать миру: порядок и беспорядок». Диагноз Валери безжалостен: Европа оказалась неспособной осознать себя, выработать свой «метод». Европейский разум отказывается от усилия самосознания. Эта мысль воплощена в эссе в образе обремененного знаниями, утомленного их переизбытком европейского Гамлета, символизирующего культуру предвоенной Европы. Гамлет готов отказаться от усилий мысли и уподобиться современным полониям, лаэртам и розенкранцам,  предающимся активной, хотя и бессмысленной, практической деятельности. Европа утрачивает культурную идентичность. Ценности, созданные европейской культурой на протяжении столетий (Знание, Долг, Наука и т. д.) в свете трагического опыта мировой войны оказались на подозрении.

Прогноз Валери пессимистичен: отказ от самосознания, а значит и самосозидания, вверг Европу в хаос войны. В перспективе он приведет уставшую от хаоса Европу  к «порядку», но это будет унифицированный,   безличный и  жестокий «порядок» муравейника. «Мы узрим наконец явленное чудо ? животное общество, ? совершенный и законченнный муравейник», ? пророчествует Валери.

Пауза в поэтическом творчестве Валери, как уже отмечено, была прервана выходом в свет поэмы «Юная Парка» (1917).  Затем последовали поэтические сборники «Альбом старых стихов» (1920), «Чары» (1922). Сложность, зашифрованность поэтического языка Валери не были самоцелью, но явились результатом поисков точного слова, позволяющего избежать штампов. Неоклассицистические тенденции проявились в изощренном интеллектуализме Валери, в функционировании мифологических образов и мотивов как материала и культурного кода для рефлексии над современными социальными, культурными и эстетическими проблемами. Вместе с тем Валери выступает продолжателем символистской традиции. Чувственный интеллектуализм, привнесенный Валери в европейскую поэзию, сочетающий конкретное и абстрактное, чувственное и интеллектуальное, отличает его поэтическую манеру как от описательности поэзии «Парнаса», так и от туманности символизма.

Многочисленные статьи и  эссе Валери были собраны в книге «Смесь» (1924–1944). Среди прочих работ в книгу вошли статьи о Боссюэ, Декарте, Вольтере, Сведенборге, Гёте, Гюго, Нервале, Стендале, Флобере, Верлене, Малларме, Верхарне, Гюисмансе, Бергсоне, Прусте.

С 1924 г. Поль Валери ездит с лекциями по Европе. Встречается и беседует с Муссолини, который произвел на него неприятное впечатление вульгарного человека. В 1924–1934 гг. Поль Валери – Президент французского Пен-клуба. В 1925–1930 гг. он участвует в работе международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций, в которой с 1936 по 1939 гг. Валери возглавлял постоянный комитет по искусству и литературе. В 1937 г. писатель возглавил созданную для него в Коллеж де Франс кафедру поэтики.

Драматическая поэма «Мой Фауст» (неоконч., опубл.  1941) — оригинальная трактовка одного из вечных образов мировой литературы. Названием поэмы Валери подчеркивает субъективность своего взгляда на героя трагедии Гёте. У Валери Фауст живет в XX веке на своей вилле и пишет мемуары. Фауст утомлен накопленным грузом знаний и опыта. Он стремится к полноте жизни, к переживанию каждого ее мгновения. Образ Мефистофеля в поэме дан в иронической оценке. Фауст предлагает ему помощь, ибо в современном мире «само зло оказалось под угрозой», и люди не верят больше ни в бога ни в дьявола. Трагедия Фауста в том, что он слишком ясно сознает и предвидит все возможности жизни. Для него нет и не может быть ничего нового. Возможно, в поэме отразились личные переживания стареющего писателя, которого угнетала повторяемость жизненных обстоятельств, собственных жестов и мыслей. В своей записной книжке он писал: «Та же утренняя сигарета, тот же кофе, те же идеи».

В январе 1941 г. в оккупированной фашистами Франции Валерии выступает с речью во Французской академии о только что умершем Бергсоне. Этот поступок Валери был расценен европейской интеллигенцией как  акт мужества.

Творчество Валери стало своеобразной  реакцией на состояние модерна, то есть переусложненной и утонченной чувствительности, эклектизма, попыткой преодолеть их усилием мысли. «…Лучшим умом нашей эпохи является поэт <…> и это поэт — Валери», ? писал Андре Моруа.

См. также статьи: Тэст (герой повести-эссе П. Валери «Вечер с господином Тэстом); Юная Парка (поэма П. Валери); Альбом старых стихов (сборник П. Валери); Чары (сборник П. Валери).

Соч.: Избранное. М., 1936; Об искусстве. М., 1976; 1993; Избранные стихотворения. М., 1992;  Писатели Франции о литературе. Сб-к статей / Пер. с фр. М., 1978. С. 101?107;   Юная Парка: Стихи, поэма, проза. М., 1994;  Рождение Венеры. СПБ., 2000 (Азбука-классика).

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н. Поль Валери // История французской литературы: В 4 т. М., 1963. Т. IV. С. 120–137;  Моруа А. Поль Валери // Литературные портреты. М., 1970; ; Жид А. Поль Валери // Жид А. Достоевский; Эссе. Томск: Водолей, 1994; Трыков В. П. Валери // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Oster D. Monsieur Val?ry. P., 1981; Jarrety M. Val?ry devant la litt?rature. Mesure de la limite. P., 1991.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм; Модернизм; Другое. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.