Утехи и дни (сборник прозы М. Пруста)

Крупнейший французский писатель Новейшего времени Марсель Пруст (Proust, 10.07.1871, Париж, — 18.11.1922, Париж) вошел в литературу в конце XIX  века.

Свои впечатления о жизни света Пруст отразил в сборнике новелл и лирических миниатюр «Утехи и дни» («Les Plaisirs et les jours», 1896), название которого задумано как оппозиция названию поэмы Гесиода «Труды и дни». Наблюдательность молодого писателя, подметившего характерные черточки вели­косветских снобов, оценил А. Франс в предисловии к книге. Это короткое предисловие очень точно характеризует содержание сборника: «Марсель Пруст с одинаковым удовольствием описывает наскучившее великолепие заходящего солнца и суетное тщеславие сноба. Мастерски он изображает изящные горести и надуманные страдания, не уступающие, по крайней мере, в своей жестокости, страданиям, которыми с материнской расточительностью наделяет нас природа». Франс охарактеризовал и особый метод («манеру») молодого писателя: «…Одной стрелой поэт проникает в глубину сокровенной мысли, невысказанного желания. В этом его манера и его мастерство».

 

Примером, подтверждающим наблюдения Франса, может служить новелла «Смерть Бальдассара Сильванда, виконта Сильвани», которой Пруст открыл сборник, поместив ее сразу же после посвящения «Моему другу Вилли Хату, умершему в Париже 3 октября 1893 г.». Тема новеллы обозначена в названии, это тема смерти, как бы подхваченная из посвящения. Новелла делится на пять разделов, что напоминает о пяти актах классической трагедии. Разделы, в духе раннеромантической (то есть уже архаической) традиции, снабжены эпиграфами из далеких друг от друга авторов — Эмерсона, Малларме, мадам де Севинье, из «Макбета» и «Гамлета» Шекспира, два последних также говорят о смерти. Но сюжет новеллы оказывается в противоречии с объявленной темой: в новелле повествуется не о смерти, а о процессе умирания заглавного героя и его «элегантных страданиях». Их искусственность особенно заметна в сопоставлении с повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» (1886). Эта повесть, по словам Р. Роллана, «одно из тех произведений русской литературы, которые всего больше волновали французских читателей», — образец бескомпромиссного реализма. Пруст, напротив, выбрал путь декадентского эстетизма. Он окружает элегантно страдающего героя изысканной обстановкой в духе произведений О. Уайльда: в роскошных интерьерах дома Бальдассара Сильванда, где все утопает в розах и маках, гуляют два павлина, две кошки и козленок, разбросано множество музыкальных инструментов, звучит скрипка, а сквозь стеклянные стены видны луга, пастбища и леса, самые естественные чувства становятся изысканно искусственными.

Сюжетом начинающий писатель владеет плохо, стиль его манерен, и произведение было бы ничем не оригинально, если бы он не развернул параллельно описанию чувств Бальтдассара Сильванда еще более детальное описание чувств его тринадцатилетнего племянника Алексиса, впервые наблюдающего уход из жизни близкого человека. Только здесь, пожалуй, можно разглядеть стилевые приемы зрелого Пруста. Пока он еще очень зависим от своих предшественников и даже не скрывает это. Так, в новелле «Светская суетность и меломания Бувара и Пекюше» использованы герои романа Флобера «Бувар и Пекюше».

И только 28 лирических миниатюр, объединенных общим названием «Мечты в духе иных времен», где нет сюжетов, а в ряде случаев даже названий, свидетельствуют об известном новаторстве молодого Пруста: он переносит приемы художников-импрессионистов в прозу, создавая замечательные картины, в которых неуловима грань между объективным и субъективным, мгновенные зарисовки пронизаны лирическим чувством, неуловимые ощущения зафиксированы в слове.

Текст: Jean Santeuil, pr?c?d? de «Les Plaisirs et les Jours». P.: 1971 (Bibl. de la Pl?iade); в рус. пер. — Утехи и дни. СПб.; М., 1999.

Лит.: Андреев Л. Г. Марсель Пруст. М., 1968; Таганов А. Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX–XX веков. Иваново, 1993; Трыков В. П. Пруст // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Mahieu J.-P. Marcel Proust ? 20 ans. Le temps de la recherche. P., 2010.

См. также на нашем сайте: Пруст Марсель.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.