Творчество (роман Э. Золя)

Роман «Творчество» («L’Oeuvre», 1886), вошедший в 20-томный цикл романов Эмиля Золя (Zola, 1840–1902) «Ругон-Маккары», — одно из лучших во французской литературе художественных исследований гения в искусстве и творческого процесса. Золя пользуется ретроспективной композицией, чтобы натуралистическая концепция была проявлена с самого начала.

Ноябрь 1870 года. Художник, живший в нищете, Клод Лантье повесился перед собственной картиной, изображавшей его обнаженную жену Кристину как символ притягательного и порочного ночного Парижа. Друг Клода романист Сандоз сжег картину, и от творчества хадожника ничего не осталось, кроме набросков. Кристина сошла с ума от горя.

Зная принципы «экспериментального романа», этот финал можно предсказать сразу: ведь Клод Лантье — потомок Аделаиды Фук по линии Маккаров, следовательно, унаследовал художнический дар и неуравновешенность натуры, начисто лишающую его возможности успеха, карьеры. Он обречен на нищету, склонен к самоубийству.

Но Золя, отдав дань натуралистической схеме в начале романа, тем самым освобождает себя для глубокого размышления о судьбе художника в современную эпоху, лишенную художественного чувства, погрязшую в погоне за богатством и внешним успехом. Клод обладает выдающимся даром, он одержим совершенством, хочет создать картины, которые перевернут представление о возможностях живописи. В Кристине он нашел идеальную модель. Но женитьба на ней под напором общественного мнения приводит к разочарованию — былая страсть угасла, все чувства сосредоточены на живописи. Кристина ревнует Клода к своему образу на картине, призывает мужа вернуться к реальности. Охваченный пробудившимися страстными чувствами к Кристине, он проводит с ней самую бурную, самую необыкновенную ночь, после которой жена обнаруживает мужа повесившимся перед картиной.

Клод напоминает художника из «Неведомого шедевра» О. Бальзака, погубившего свою картину стремлением к ее бесконечному совершенствованию. Между тем, Бонгран, земляк Клода, тоже родом из Плассана, учившийся с ним в коллеже, но не обладающий подлинным талантом, усваивает приемы Клода, приспосабливает их ко вкусам зрителей Салона и становится успешным художником.

Так роман становится не только этюдом о гении, но и критическим очерком отношения общества к искусству.

Текст: в рус. пер. — Творчество. М., 2003 (Золотой фонд мировой классики).

Лит.: Лещинская Г. И. Эмиль Золя: Библ. указат. М., 1975; Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары». Саратов, 1984; Трыков В. Золя // Зарубежные писатели. Т. 1. М., 2003.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения.