Трактат о Нарциссе (эссе А. Жида)

«Трактат о Нарциссе (теория символа)» («Trait? du Narcisse», 1891) — эссе выдающегося французского писателя Андре Жида (Gide, 22.11.1869, Париж, — 19.02.1951, там же) — см. статью: Жид Андре. Миф о Нарциссе истолковывается как драма самопознания.

Томясь от невыносимого однообразия жизни, Нарцисс подходит к реке времени и наклоняется над ней. Он видит, как в реке отражаются прибрежные цветы, стволы деревьев, кусочки неба. Взгляд Нарцисса вызвал их к жизни. Жид ставит проблему соотношения объекта и субъекта, действительности  и искусства. Является ли искусство отражением жизни или, наоборот, жизнь отражает, воплощает формы, созданные творцом? «Нарцисс смотрит зачарованный, но никак не может взять в толк, то ли это его душа отражается в реке, то ли река — в душе», — писал Жид.

Поток реки времени неостановим. Прообразы вещей, едва явившись из будущего, воплощаются на мгновение в настоящее (наличное состояние вещей), а затем утекают в прошлое. Это течение времени, где сменяются одни и те же образы, угнетает Нарцисса однообразием. «Перед его взором текут одни и те же формы. Набегающая волна – вот единственное, что их разнообразит, меняет». Набегающая волна — символ искусства, творческого сознания, субъективного начала, привносящего движение и разнообразие в монотонность объективной реальности.

Задача искусства —  за несовершенными и однообразными предметами окружающей действительности  прозреть их идею, изначальную, утраченную ныне  «райскую форму».  Нарцисс грезит о рае, о Саде Идей. Искусство в раздробленных временем, изменчивых и преходящих формах прозревает мир абсолютных и вечных идей, первообразов. «Рай надобно возрождать ежечасно и повсеместно; он ведь лежит не за тридевять земель, он не в далекой Фуле. Он — под покровом видимостей».

Проблема соотношения искусства и нравственности решается Жидом в духе  О. Уайльда: «Проблема морали для художника вовсе не в том, чтобы явленная им Идея оказалась как можно более нравственной и полезной для большинства; она в том, чтобы явить эту Идею наилучшим образом».

Эстетизм Жида в эссе свидетельствет о переходном эстетическом явлении — переходе от символизма к ранней форме эстетики модернизма.

Текст: Essais critiques. P., 1999.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм; Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.

 

Универсальная печь для дома и бани читайте здесь.