Тошнота (роман Ж.-П. Сартра)

В романе «Тошнота» («La Naus?e», 1938) крупнейшего французского писателя-экзистенциализма Жан-Поля Сартра (1905–1980) формируются мотивы и образы, характерные для литературы экзистенциализма.

Главный герой романа историк Антуан Рокантен, пишущий исторический труд в небольшом провиницальном городке. Он ведет дневник, основным содержанием которого становятся «озарения», переживаемые героем при столкновении с миром вещей. Эта череда сугубо духовных событий образует основу сюжета романа, главной темой которого становится открытие личностью абсурда. Мир вещей и воплощенное в нем природное бытие враждебны человеку. Погружение субъекта в это природное «месиво», в бесформенную, косную объективность вызывает в нем чувство тошноты. Достоинство и свободу личности Сартр видит в трезвом признании абсурдности бытия.

Рокантен преодолевает чувство тошноты, привнося во враждебный человеку природный мир субъективное, личностное начало. Осуществляя свободный выбор в «пограничной ситуации», Рокантен становится экзистенциирующим героем. Он отказывается от неподлинных форм жизни и деятельности (социальная активность, наука, искусство, любовь и т.д.) и хочет превратить свою жизнь в некое подобие совершенного произведения искусства. «Каких вершин я мог бы достичь, если бы тканью мелодии стала моя собственная жизнь», — размышляет Рокантен, услышав джазовый мотив.

В выборе Сартром дневниковой формы повествования, в  исповедальности романной интонации сказалось сартровское понимание природы философской идеи. Для Сартра она не результат спекулятивного, абстрактно-логического мышления, но интимное переживание.

Роман Сартра отрицает каноны классического реалистического романа. Мир Рокантена — это мир его сознания. В этом отношении писатель продолжает прустовскую линию во французской литературе. В романе нет финала, как нет и подлинного начала, ибо жизнь  лишена смысла, а события —причинно-следственных связей. Герой романа — «существо без контуров, неопределимое, неуловимое и невидимое, анонимное “я”, которое является всем и ничем, которое чаще всего есть лишь отражение самого автора» (Н. Саррот).

Текст: La Naus?e. P., 2011; в рус. пер. — Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.

Лит.: Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр: свободное сознание и XX век. М.: Geleos, 2004.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.