Тэст (герой повести-эссе П. Валери «Вечер с господином Тэстом»)

В философской повести-эссе французского писателя Поля Валери (1871–1945) «Вечер с господином Тэстом» (1896) продолжаются темы, намеченные писателем в «Введении в систему Леонардо да Винчи». Они воплощены в образе центрального героя повести. Рассказчик вспоминает, как несколько лет назад он познакомился в  небольшом ресторане  с биржевым маклером, неким господином Тэстом. Человек этот привлек внимание рассказчика тем, что «он убил в себе марионетку». Г-н Тэст кажется безличным. В нем, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Незначительно занимаемое им социальное положение. Он в среднем возрасте (герою 40 лет). У него весьма заурядная, невыразительная внешность: «Все в нем было стерто ? глаза, руки» . Он не читает книг и сжег все свои бумаги.

Безличность г-на Тэста, столь отличная от исключительности героев романтической литературы, есть результат  сознательного выбора, напряженной работы над собой, результат той «простой самососредоточенности», к которой призывал Валери и которая позволила герою познать свою «систему». Г-н Тэст потому и не читает книг, что они заставляют сосредоточиться на  чужих мыслях и мешают ему понять его собственные, точнее говоря процесс собственного мышления. Г-н Тэст ? «хозяин своей мысли». Он сумел преодолеть автоматизм сознания, побороть власть над собой языка.

Индивидуализму и яркой эмоциональности романтического героя, инстинктивности и импульсивности героев  А. Жида Валерии противопоставляет сознательную дисциплину и строгий интеллектуализм г-на Тэста, которые, по мысли писателя, только и позволяют личности овладеть своим «я», а значит и проложить пути к истинному творчеству, основанному не на  «самовыражении», но на самопознании. Лиризму и культу свободы как атрибутам романтической личности и литературы противопоставляется «деперсонификация» героя, культ интеллектуальной дисциплины  и  «безличность» как принцип подлинного искусства.  «Это было существо, поглощенное своей многогранностью, существо, ставшее собственной своей системой, ? существо, целиком отдавшееся устрашающей дисциплине свободного ума и умерщвлявшее в себе одни радости другими <…>« , ? так характеризует писатель своего героя.

В эпизоде посещения театра Рассказчику и г-ну Тэсту противопоставлены зрители, смотрящие пьесу и охваченные «глупым оцепенением». Пассивное восприятие искусства унифицирует личность, поскольку растворяет реципиента в эмоциональной стихии, в мире чужих чувств, мыслей и образов, на время уводит от «простой самососредоточенности» и лишает его воли к  мысли.

В финале повести рассказчик повествует о своем визите в «меблированную», абсолютно безличную квартиру Тэста. Выясняется, что господин Тэст тяжело болен. Он страдает, но и боль становится объектом его анализа. Господин Тэст остается верен себе: болея и страдая, он продолжает свой труд самосознания, изучая закономерности страдания.

Лит.: Голенищев-Кутузов И. Н. Поль Валери // История французской литературы: В 4 т. М., 1963. Т. IV. С. 120–137;  Моруа А. Поль Валери // Литературные портреты. М., 1970; ; Жид А. Поль Валери // Жид А. Достоевский; Эссе. Томск: Водолей, 1994; Oster D. Monsieur Val?ry. P., 1981; Jarrety M. Val?ry devant la litt?rature. Mesure de la limite. P., 1991.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Другое. — Произведения и герои: Герои.

 

 

iso 14001 ohsas 18001