Тереза Ракен (роман Э. Золя)

Итоговым произведением молодого Эмиля Золя (1840–1902) стал роман «Тереза Ракен» (1867) ? наиболее яркий образец «физиологиче­ского романа», романа-эксперимента. Произве­дение написано под влиянием «Жермини Ласерте» братьев Гонкуров. Подобно тому как Гонку­ры в своем романе хотели предпринять «клини­ческий анализ любви», 3оля в «Терезе Ракен», по его собственному выражению, хочет дать «кли­нический анализ угрызений совести». В центре романа — «любовный треугольник»; традицион­ность сюжетной схемы подчеркивает нетрадици­онность трактовки избранной темы. Поведение главной героини Терезы мотивируется ее темпе­раментом: в ее жилах течет горячая африкан­ская кровь, она по происхождению — креолка. Однако, будучи натурой страстной и чувствен­ной, Тереза вынуждена подавлять свои страсти, выйти замуж за нелюбимого и слабосильного Камилла. Встреча с Лораном и вспыхнувшая страсть, которая носит грубо чувственный ха­рактер, определяют судьбу Терезы. Стремясь устранить препятствия на пути своей страсти, Тереза и Лоран убивают Камилла, но, мучимые угрызениями совести и страхом, в финале рома­на кончают с собой.

Писатель ясно осознавал некоторую нетипич­ность своих героев. Тереза и Лоран — натуры, наделенные исключительными темпераментами. «Тереза и Лоран — два человеческих животных организма. Я старался шаг за шагом в этих лю­дях-животных описать работу страстей. Любовь моих героев — удовлетворение физиологической потребности. Душа здесь совершенно отсутству­ет, именно этого я добивался», — писал 3оля в пре­дисловии к роману. Таким образом, писатель до­бивается чистоты эксперимента, устраняя психо­логические мотивировки в поведении героев. 3оля понимал, что предпринял «исследование слу­чая чересчур исключительного».

В следующем романе Золя «Мадлен Фера» (1868) концепция личности остается без су­щественных изменений. Но герои этого второго натуралистического физиологического романа 3оля наделены несколько более тонкой духовной орга­низацией, чем герои «Терезы Ракен». Это услож­няет эксперимент, но ничего не меняет в его ре­зультатах: биологический фатум оказывается не­одолимым, и герои терпят поражение.

Стилистика двух ранних натуралистических романов 3оля содержала в себе то противоречие между фактографической точностью, скрупулез­ной описательностью, с одной стороны, и повы­шенной эмоциональностью — с другой.

Лит.: Вихорева Н. Н. Натуралистический роман: поэтика жанра. М., 2001; Troyat H. Zola. P., [1992].

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: Рубеж XIX–XX века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения. 

 

http://www.sssamara.ru/ - блоки строительные купить Самара.