Сюрреализм и фотография

Большое место в сюрреализме заняли эксперименты в области фотографии. Наиболее известны в этом отношении опыты американца Мана Рея, близкого к дадаизму и испытавшего влияние Дюшана, с которым он сблизился после того, как известный мастер переселился в 1915 г. в США. Одна из самых известных ранних сюрреалистических фоторабот Мана Рея — «По­дарок». На фотографии изображен утюг, на гладящей поверхности которого расположены шипы.

Ман Рей. Подарок. 1921.

«Ман Рей пристрастился к фотографии, всячески стараясь из­вести собственно живописный элемент и внедряя в сюр­реалистическое искусство фотографическую точность деталей, дающих эффект неожиданности при произволь­ном их сочетании», — писал Л. Г. Андреев (Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972. С. 211–212), противопоставляя сюрреалистический фотомонтаж Мана Рея реалистическому фотомонтажу Джона Хартфильда, где монтажность диктовалась идеологическими задачами, то есть обосновывалась содержательно.

Можно отметить, что композиция в сюрреалистической фотографии сходна с композицией в сюрреалистической живописи. При этом фотография в известном смысле оказывается образцом для живописи.

Лит.: Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972; 2004; Лукова Т. М. Эстетические свойства композиции в художественной культуре. М.: ГИТР, 2007; Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. C. 173–181.

А. В. Луков, Т. М. Лукова

Этапы литературного процесса: XX век: первая половина. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. — Историко-культурный контекст: Культура.