Слова (повесть-эссе Ж.-П. Сартра)

Жан-Поль Сартр (Sartre, 21.06.1905, Париж, — 15.04.1980, там же), французский пи­сатель и мыслитель, ставший одним из самых влиятельных мыслителей ХХ века (см. статью: Сартр Жан-Поль), в последние два десяти­летия жизни редко обращался к художественному творчеству. В повести, или эссе, или, как его нередко называют, «автобиографическом романе» о первых 10 годах жизни «Слова» («Les Mots»,1964) он следующим образом характеризует свои ранние произведения: «В тридцать лет я с успехом проделал лихой фокус: описал в «Тошноте» — и поверьте мне, совершенно искренне — горечь бесцельного, неоправданного существования себе подобных, как будто я сам тут ни при чем. Конечно, я был Рокантеном, без всякого снисхождения я показывал через него ткань моей жизни; но в то же время я был «я», избранник, летописец ада, фотомикроскоп из стекла и стали, нацеленный на мою собственную протоплазматическую жидкость. Позднее я весело объяснял, что человеку невозможно пребывать самим собой; у меня тоже не было этой возможности, но зато я обладал мандатом, который давал мне право выявить эту невозможность, преобразив ее тем самым в самую интимную свою возможность, объект своей миссии, трамплин своей славы. Я был пленником этих очевидных миссий, но не замечал их — я видел мир сквозь них. Подделка до мозга костей, плод мистификации, я радостно писал о том, сколь тягостны условия человеческого существования. Догматик, я сомневался во всем, только не в том, что сомнение — знак моего избранничества, я восстанавливал одной рукой то, что разрушал другой, считал колебания залогом своей устойчивости. Я был счастлив. С тех пор я переменился».

«Слова» — одно из наиболее личных произведений Сартра. Разделенное на две части с символическими названиями «Читать» и «Писать» («Lire», «?crire»), оно отражает становление самосознания человека, для которого язык, слова и мысли, ими высказанные, представляют смысл личного существования, ценность, не требующую обоснования, личную привилегию. И в то же время писатель как бы разрывает паутину слов, чтобы увидеть истинное лицо мира: показывая себя в детском возрасте, когда он учился сначала читать, а потом писать, Сартр дает и картину мира до первой мировой войны, резко развенчивая иллюзии, присущие и ему как ребенку, и взрослому миру, не понимающему своего времени, упивающемуся словами, которые превращаются в фантазии, но не в истину.

Появление «Слов» совпало с присуждением Сартру Нобелевской премии по литературе с формуллировкой: «За богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Однако писатель отказался от этой премии.

Текст: Les Mots P., 1964; в рус. пер. — Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной  // Сартр Ж. П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М., 2006.

Лит.: Cohen-Solal A. Sartre. 1905–1980. Р., 1985.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: XX век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Жанры и жанровые генеразизации. — Произведения и герои: Произведения. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.