Сирано де Бержерак (заглавный персонаж героической комедии Э. Ростана)

Первый исполнитель роли Сирано Бенуа Констан Коклен, или Коклен-старший (театр «Порт-Сен-Мартен», 1897)

 

Героическая комедия «Сирано де Бержерак» («Cyrano de Bergerac», 1897) — высшее достижение французского драматурга-неоромантика Эдмона Ростана (Rostand, 1.04.1868, Марсель, — 2.12.1918, Париж), принесшее ему миро­вую известность. В пьесе излагается неоромантическая концепция героизма как внутренней способности человека преодолевать силу обстоятельств.

Первоначальный замысел комедии не был связан с фигурой французского писателя и мыслителя XVII века Савиньена Сирано де Бержерака (Cyrano de Bergerac, 6.03.1619, Париж, — 28.07.1655, Саннуа). Исторический Сирано оказался во многом близким тому типу человека, которого хотел изобразить Ростан. То, что в эпохе абсолютизма нашелся герой, которого искал писатель, закономерно. Эта эпоха не могла не породить такой тип личности, как Сирано, тип человека, бросающего вызов всем законам общества, всякой регламентации, подавляющей и уничтожающей индивидуальность.

В комедии человек предстает как слияние, синтез противоположных начал. Главным способом типизации становится соединение и гиперболизация полярных свойств личности. Так, Кристиан прекрасен лицом, но глуп; в Роксане непомерно развит ум, но спит чувство и т. д. Тот же принцип положен в основу образа Сирано: он поэт и воин, его веселость доходит до шутовства, но он бывает и сентиментальным, он герой, но робок в любви. Его слова возвышенны и прекрасны, но лицо некрасиво и смешно. Противоречивые качества Сирано синтезируются, взаимообогащают друг друга и создают необыкновенную при таких противоречиях цельность характера.

Однако не только личные качества Сирано определяют своеобразие этого образа. Он слит с ростановским миром, не может существовать вне его. Свободолюбие Сирано воплощается в лозунге «Быть самим собой». Но в комедии никто не является самим собой, что оказывается, по мнению Ростана, следствием тлетворного влияния общества на личность. Не избегает такого воздействия и Сирано. Гениальный человек отказывается от своей личности в угоду вкусам и идеалам общества и обретает счастье, лишь снова став самим собой. Именно так следует понимать заключение договора с Кристианом, которого Роксана любит за красоту. Союз красавца Кристиана и прекраснгого внутренне Сирано, воплотив в действительности идеал Роксаны, стал торжеством гармонии. Но такое воплощение идеала искусственно, оно неизбежно должно принести несчастье всем троим. Лишь в конце пьесы возникает новая гармония. Для этого Роксана должна была переродиться, отбросить свой прежний безжизненный идеал и научиться видеть в жизни истинно прекрасное даже под безобразной оболочкой. Видеть в действительности идеал — вот основная мысль пьесы.

Образ Сирано раскрывается автором поэтапно, пять этапов определяют пять действий героической комедии.

Первое действие, происходящее в Бургундском отеле, выполняет функцию пролога, увертюры, концентрирует в себе основные темы, которые получат развитие в «Сирано де Бержераке». Ростан использует прием «театра в театре» для максимальной концентрации пространства пьесы. У драматурга «театр — это мир», здесь представлены все сословия: от низов общества до фактического главы государства — кардинала. Решение проблемы пространства как одновременно реального, объективного и поэтического, субъективного, способного концентрироваться и расширяться, живого пространства (ср. бой Сирано с пространством в конце пятого акта) имеет параллель в существовании двух потоков времени: бытового, описывающего обыденное существование, и музыкального, описывающего внешний мир как отражение внутреннего мира Сирано. Синтезирующий характер первого действия выразился также в слиянии героического, комического и лирического начал в неразделимое целое. Второе, третье и четвертое действия призваны разработать каждое из этих начал.

Во втором акте, построенном как параллельный первому и при этом прямо ему противоположный, разрабатывается комический аспект мира и человека. Однако именно в действие-пародию, согласно закону романтического контраста, писатель вводит эпизод признания Роксаны в любви к Кристиану. Веселый и беззаботный мир оттесняет Сирано, не замечая его внутренней драмы. В нем внешний комизм оказывается, таким образом, маской скрытого драматизма.

Главной стихией третьего акта становится лиризм, который достигает высшей точки в сцене у балкона Роксаны, когда Сирано от имени Кристиана произносит страстный любовный монолог.

Четвертое действие, в котором изображается осада Арраса и битва с испанцами, раскрывает героическую тему, выявляя героический аспект мира. Оно приобретает эпический размах, в нем Сирано и все основные персонажи, участники этого действия, проявляют свой героизм.

События пятого акта происходят пятнадцать лет спустя. Этот акт призван подвести итог, заново синтезировать все содержание пьесы. Именно здесь наиболее отчетливо звучит мысль о том, что идеал существует в самой действительности. Эта идея перекликается с исходной посылкой Сирано: быть самим собой. Нужно ценить в человеке те качества, которые присущи именно ему, а не другому лицу. Со всей очевидностью обнаруживается, что идеал Ростана заключается в личности, свободной от оков и предрассудков общества.

См. статьи: Ростан Эдмон; Героическая комедия Э. Ростана «Сирано де Бержерак» (статья Вл. А. Лукова); Ростан в тезаурусе русской культуры (статья Вл. А. Лукова); Эдмон Ростан о романе Анри Барбюса «Огонь»; Ростан Эдмон: издания произведений и литература о нем.

 

«Сирано де Бержерак» (фр. фильм, реж. Жан-Поль Рапно / Jean-Paul Rappeneau, 1990; в роли Сирано — Жерар Депардье).

 

Текст: Cyrano de Bergerac / ?dition ?tablie par J. Truchet. P., 1983; Cyrano de Bergerac. P., 2010; в рус. пер. — Полн. собр. соч.: В 2 т. / Пер. с фр. Т. Л. Щепкиной-Куперник. СПб., 1914; Сирано де Бержерак / Пер. В. Соловьева // Соловьев В. Избранное: В 2 т. М., 1982. Т. 2; Сирано де Бержерак. М., 1992; Сирано де Бержерак. М., 1997 (Лит. пам.), доп. 1999, 2001; Пьесы. М., 2003; Сирано де Бержерак: Пьесы. М., 2006; Сирано де Бержерак. М., 2011; Сирано де Бержерак. СПб., 2012.

Лит.: Горький М. «Сирано де Бержерак». Героическая комедия Эдмона Ростана // Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 23. С. 303–312; Луначарский А. В. Сирано первый и Сирано второй // Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. М., 1965. Т. 6. С. 433–436; Луков Вл. А. Героическая комедия Эдмона Ростана «Си­рано де Бержерак» // Проблемы зарубежной литературы: Сб. трудов. М., 1974 (на обл. — 1975). С. 171–202; Заборов П. Р. Театр Эдмона Ростана в России // На рубеже XIX и ХХ веков: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1991. С. 215–252; Гуляева И. Б. «Сирано де Бержерак» на русском языке: Анализ четырех переводов героической комедии Э. Ростана. М., 1996; Луков Вл. А. Эдмон Ростан. Самара, 2003; Луков Вл. А. Французский неоромантизм. М., 2009; Ripert ?. Edmond Rostand: sa vie et son ?uvre. P., 1968; Andry M. Edmond Rostand, le panache et la gloire. P., 1986; Margerie C. de. Edmond Rostand ou le Baiser de la Gloire. P., 1997; Lorcey J. Edmond Rostand: T. 1–3. P., 2004 [T. 1: Cyrano et l'Aiglon (1868–1900)].

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Неоромантизм. — Произведения и герои: Герои. — Историко-культурный контекст: Культура.