Сименон Жорж

Сименон (Simenon) Жорж (полн. имя Жорж Жозеф Кристиан Сименон, 13.02.1903, Льеж, Бельгия, — 4.09.1989, Лозанна, Швейцария) — бельгийский писатель, писал на французском языке. Член Королевской академии Бельгии (1952).

Родился в Льеже в семье бухгалтера страховой компании, учился в иезуитском колледже Сен-Серве. От студентов, снимавших комнаты в доме родителей, Сименон узнал о русской литературе, глубокое впечатление на него произвели произведения Гоголя, Достоевского, Чехова, Л. Толстого, у которого он больше всего ценил «Смерть Ивана Ильича». Оставив колледж незадолго до окончания курса, Сименон начал работать репортером местной газеты, с 1919 включился и в литературную деятельность (первый юмористический рассказ «Идея гения», 1919; первый небольшой юмористический роман «На Мосту Стрелков», 1920, опубл. 1921). В 1922 г. Сименон переехал в Париж, публиковался под множеством псевдонимов (не меньше 17: Georges Sim, Jacques Dersonne, Georges-Martin Georges, Luc Dorsan и др.). Писал с огромной скоростью, до 80 с. в день (к 1931 г. написал 181 роман от небольших размеров до, как правило, 200 с. каждый, более 1200 рассказов, в т. ч. для детей). Это не мешало ему вести достаточно легкомысленный образ жизни, что нередко давало ему материал для произведений. Сименон много путешествовал. Оказавшись в 1929 г. на севере Голландии, в г. Делфзейл, он за 6 дней написал роман «Петерс Латыш», с которого начинается принесшая мировую известность автору серия детективных романов о комиссаре Мегрэ. Хотя редактор упрекнул роман за его несоответствие канонам детективной литературы, но взял рукопись, и это так вдохновило Сименона, что за месяц он написал следующих пять романов, где бывший второстепенным персонажем Мегрэ стал центральным героем. До 1972 г. писатель создал 76 романов и 26 повестей (рассказов) о Мегрэ, над которыми он работал и во время путешествий 1930-х годов (по странам Европы, путешествие в СССР, кругосветное путешествие), и в годы второй мировой войны (после которой его в течение пяти лет не публиковали, безосновательно подозревая в коллаборационизме), и в период жизни в Канаде и США, затем во Франции — в Париже и Каннах. Из романа в роман переходил, постепенно старея, комиссар парижской полиции Жюль Мегрэ (полное имя Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ, род. 1884, дер. Сен-Фиакр, Бретань, в 1929 г. ему 44 года — возраст, до которого дожил отец Сименона, горячо им любимый, умерший в 1921 г.; черты отца отразились в образе Мегрэ), всегда узнаваемый благодаря крупной фигуре, драповому пальто и трубке, которая была даже в центре сюжета одной из повестей («Трубка Мегрэ», 1947). Он работает на набережной Орфевр в уголовной полиции, с ним работают Люка, Жанвье и другие верные помощники, дома – всегда понимающая жена, детей нет, поэтому работа неизменно на первом месте. Настоящим отрытием для детективной литературы стало введение Сименоном в качестве главного героя не талантливого аналитика, участвующего в раскрытии преступлений по собственной инициативе, или частного детектива (как Огюст Дюпен у Э. А. По, Шерлок Холмс у А. К. Дойла, патер Браун у Г. К. Честертона, Эркюль Пуаро и мисс Марпл у А. Кристи), а полицейского, ведущего расследование по долгу службы и опирающегося на официальную систему сыска с ее возможностями негласной слежки, экспертизы и т. д. Обычный для жанра мотив глупости и неспособности полицейских чинов (например, Лестрейд в произведениях о Шерлоке Холмсе) опровергается незаурядными качествами Мегрэ, всегда позволяющими ему достигнуть успеха в расследовании, что нередко усиливает его и без того несколько пессимистичное представление об обществе, основы которого он призван защищать. Сименон нашел очень убедительный стиль повествования — простой, без приукрашивания, сенсационности, в котором загадка преступления не вызывает у героя ажиотажа, а воспринимается как специфика его повседневной работы. Так же просто, но убедительно, раскрывается любовь Мегрэ к простым людям, уважение к служителям порядка, неброская нежность к жене, затаенная грусть по отношению к детям. Среди произведений Сименона, входящих в цикл о Мегрэ, — романы «Дело Сен-Фиакр» (1932), «Мегрэ сердится» (1947), «Мегрэ и мертвец» (1948), «Первое дело Мегрэ (1949), «Мегрэ и старая дама» (1949), «Записки Мегрэ» (1951), «Мегрэ и человек на скамейке» (1953), «Мегрэ путешествует» (1958), «Мегрэ у министра» (1954), «Мегрэ и бродяга» (1963), «Мегрэ и убийца» (1969), «Мегрэ и господин Шарль» (1972), повести «Драма на бульваре Бомарше» (1936), «Ошибка Мегрэ» (1937), «Приют утопленников» (1938), «Показания мальчика из церковного хора» (1947), «Рождество Мегрэ» (1951) и др.

Сименон как писатель в какой-то мере стал заложником образа Мегрэ. Сам он не слишком высоко ценил свои детективные романы и повести, ставя выше них произведения в духе социально-психологического реализма, «трудные романы», как их называл автор: «Грязный снег» (1948), «Новый человек в городе» (1949), «Смерть Беллы» (1951), «Братья Рико» (1952); «Президент» (1957), «Поезд» (1961), «Поезд из Венеции» (1965), «И все-таки орешник зеленеет» (1969) и др. Внутренний творческий конфликт привел Сименона в 1972 г. к решению больше не писать романов (к тому времени Сименон опубликовал, не считая многочисленных юношеских сочинений, 214 томов художественных произведений; роман «Оскар» оказался недописанным). Сименон посвящает свой писательский талант новой задаче — создать грандиозную серию мемуаров, которые он надиктовывал на магнетофон. В 1975 г. начинают выходить тома автобиографического произведения «Я диктую», в 1981 г. вышел 21-й том этого сочинения Сименона.

Сименон не совсем точно осознавал значение его романов и повестей о Мегрэ: они не столько относятся к массовой литературе, сколько воплощают черты реализма ХХ века, содержат не меньше черт и результатов социально-психологического анализа современного общества, чем «трудные романы» Сименона, но в них найдена более впечатляющая форма, позволяющая сделать их значимыми и легко адаптируемыми для культурного тезауруса современного человека. Именно поэтому произведения о Мегрэ постоянно экранизируются (более 70 фильмов и сериалов в разных странах, в роли Мегрэ — Ж. Габен, Ч. Лаутон, Б. Тенин, высоко оцененный автором, и др.), переводятся на многое языки мира, переиздаются, читаются миллионами.  Одно время в списке самых читаемых книг мира Сименон занимал 3-е место после Библии и трудов В. И. Ленина, да и сейчас он остается одним из наиболее популярных писателей за всю историю существования литературы.

Соч.: Œuvres complètes: Romans et nouvelles: V. 1–40 / éd. par G. Sigaux. [Lausanne ; P., 1967–70]; Œuvres complètes: [Maigret]: V. 1–25 / éd. par G. Sigaux. [Lausanne ; P., 1967–70]; в рус. пер. — Неизвестные в доме: Повести и рассказы. М., 1966; Первое дело Мегрэ. М., 1968 (Б-ка приключений. т. 12); Трубка Мегрэ. М., 1981; Собр. соч.: в 30 т. М., 1994–97; Постоялец. М., 2004; Голубая комната. М., 2004; Похороны мсье Буве. М., 2007; Косоглазая Мари. М., 2007; Вдова Кудер. М., 2007; Собр. соч.: В 10 т. М., 2008.

Лит.: Модестова Н. А. Комиссар Мегрэ и его автор: социально- психологический детектив Жоржа Сименона. Киев, 1973; Надеждин Н. Жорж Сименон: Вдвоём с комиссаром Мегрэ. М., 2009; Tillinac D. Le Mystère Simenon. P., 1980; Rutten M. Simenon: Ses origines, sa vie, son œuvre. Nandrin, 1986; Eskin S. G. Simenon: A Critical Biography. Jefferson, 1987; Camus J.-Ch. Simenon avant Simenon: Les années de journalisme (1919–1922). Bruxelles, 1989; Lacassin F. Conversations avec Georges Simenon. Genève, 1990; Assouline P. Simenon: Biographie. P., 1992; Gauteur C. D’après Simenon: Simenon et le Cinéma. P., 2001; Simenon, l’homme, l’univers, la création. Bruxelles, 2002; Richter A. Simenon sous le masque. Bruxelles, 2007.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм; Другое. —  Теория истории литературы: Жанры и жанровые генерализации. — Персоналии: Персональные модели современности.

 

купить стулья киев кухня