Сильна как смерть (роман Г. де Мопассана)

Роман Ги де Мопассана (Maupassant, 1850–1893) «Сильна как смерть» («Fort comme la mort», 1889) повествует о губительности страсти стареющего художника Оливье Бертена к молодой девушке Анни, дочери его бывшей любовницы.

Название романа представляет собой библейскую реминисценцию, отсылая читателя к строчке из ветхозаветной «Песни Песней»: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь…».

Мопассан прослеживает вызревание любви в сердце Бертена. Ревность матери Анни, графини Гильруа лишь способствует развитию чувства Оливье Бертена. Став страстью, любовь убивает главного героя. Тема близости любви и смерти сближает роман с некоторыми произведениями декадентской литературы. Вместе с тем Мопассану, в отличие от декадентов, не свойствен интерес к мистике или болезненной эротике в трактовке любовной темы.

Писатель все более последовательно подчиняет повествование принципам «чистого психологического анализа». Теория такого анализа была им изложена в предыдущем романе «Пьер и Жан» («Pierre et Jean», 1888), в котором было помещено в качестве предисловия эссе «О романе», где содержится размышление о двух типах романного повествования: «объективном» романе и романе «чистого анализа». Вершиной этого типа — романа «чистого анализа» — стал написанный после романа «Сильна как смерть» последний роман Мопассана «Наше сердце» («Notre coeur», 1890). В стиле поздних произведений писателя нарастают черты импрессионизма.

Текст: в рус. пер. — Сильна как смерть / Пер. Ф. Сологуба. М., 2006.

Лит.: Кирнозе З. И. Мопассан // Зарубежные писатели. М., 2003. Т. 2.

Вл. А. Луков, В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Произведения и герои: Произведения.