Селин Луи-Фердинанд

Селин (Céline, настоящая фамилия — Детуш, Destouches) (27.05.1894, Курбевуа — 1.07.1961, Мёдон) Луи-Фердинанд — французский писатель, врач по образованию. Родился в парижском пригороде Курбевуа в семье служащего страховой компании. В 1899 г. семья Детушей переехала в Париж. Будущий писатель неоднократно менял место учебы (учился во Франции, Германии, Великобритании). По возвращении на родину в декабре 1910 г. он живет сначала в Париже, затем в Ницце. В сентябре 1912 г. Селин поступил добровольцем в 12-ый кирасирский полк, написал «Записные книжки кирасира». Ко времени начала Первой мировой войны Селин получил звание унтер-офицера. В октябре 1914 г. Селин был ранен, награжден медалью и Военным крестом, позже, в декабре 1915 г. был комиссован с воинской службы.

19 января 1916 Селин женился на Сюзане Небу, однако их брак в консульстве зарегистрирован не был. В марте он получил должность надзирателя за плантациями и уехал в Камерун. Через год Селин заболел дизентерией и вернулся во Францию. По дороге домой написал свое первое художественное произведение — новеллу «Волны» (1917).

В 1919 г. Селин начал изучать медицину в Рене. В августе он женился на Эдит Фолле. В апреле как ветеран войны на льготных условиях Селин  поступил в Школу медицины. В 1924 г. он защитил диссертацию на тему «Жизнь и творчество Игнаца Филиппа Земмельвейса» («La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis», о венгерском акушере) и переехал в Женеву, оставив семью в Рене. В следующие два года Селин совершил большое количество служебных поездок в США, Африку и страны Европы. В 1926 г. познакомился с Элизабет Крэг, которой впоследствии посвятил «Путешествие на край ночи». В этом же году началась работа над пьесой «Церковь» («L’Église», 1933), но издательство «Нувель ревю франсез» отвергло рукопись. Затем появились пьеса «Прогресс» («Progrès», 1927) и статья «Общественное здоровье во Франции» (1930).

В 1932 г. Селин передал рукопись первого романа «Путешествие на край ночи» («Voyage au bout de la nuit») в издательство «Нувель ревю франсез», затем — в издательство Деноэля, позже подписал контракт с «Деноэль & Стил». Фрагменты «Путешествия на край ночи» в октябре 1932 г. опубликовали в журналах «Эроп» и «Кайе дю сюд», а издательство Деноэля объявило о выходе романа. В 1934 г. этот роман по инициативе Л. Троцкого был переведен на русский язык Э. Триоле и опубликован в Москве. Селин был номинирован на присуждение Гонкуровской премии, однако в итоге он получил премию «Ренодо» (а Гонкуровскую — Ги Мазелин за роман «Волки»). О романе Селина см. статью: Селин Л.-Ф.: мета-герой его романов «Путешествие на край ночи» и «Смерть в кредит» (статья А. Д. Ретунских).

В 1933 г. Селин приступил к работе над романом «Смерть в кредит», который вышел в свет в мае 1936 г. В этом же году Селин посетил СССР. Затем последовали публикации памфлетов «Mea culpa» (1936), «Безделицы для погрома» («Bagatelles pour un massacre», 1937) и «Школа трупов» («L’École des cadavers», 1938). В это же время Селин активно сотрудничал с антисемитскими организациями, переписывался с их лидерами. В 1939 г. суд признал Селина и Деноэля виновными в клевете на доктора Руке в связи с выходом «Школы трупов». Памфлеты Селина на два месяца изъяли из продажи по причине разжигания расовой вражды.

В 1940 г. Селин получил назначение на должность главного врача диспансера в Сартрувиле. Во время оккупации он активно давал интервью и писал в парижские газеты и журналы. В феврале 1941 г. вышел памфлет «Попали в переделку», который вскоре был запрещен во французской неоккупированной зоне. В 1942 г. Селин ездил в Берлин в составе делегации французских врачей, по возвращении откуда подписал «Манифест интеллигенции против преступников-англичан». Памфлеты Селина надолго закрепили за ним славу антисемита, расиста и человеконенавистника.

В 1943 г. Селин женится на Люсетт Альмансор. В марте 1944 г. увидел свет роман «Банда гиньолей» («Guignol’s band»). 17 июня Селин вместе с женой покинул Францию в надежде добраться до Дании, но вынужден был задержаться в Баден-Бадене, затем в Кренцлине, во «французской колонии» в Зигмарингене.

В апреле Франция обратилась к правительству Дании с просьбой об экстрадиции писателя. 17 декабря Селин и Люсетт были арестованы в Копенгагене, где они поселились с конца марта. С декабря 1945 г. по июнь 1947 г. писатель находился в тюрьме. Там он сочинил «Ответы на обвинения» и «Феерию для другого раза». 24 июня 1947 г. Селина освобождают, заменяют тюремное заключение на ссылку. После освобождения Селин снова жил в Дании. В феврале 1950 г. Судебная палата Парижа заочно приговорила С. к одному году тюрьмы, штрафу в 50 000 франков, поражению в правах и конфискации половины имущества. В апреле 1951 г. Селина амнистировали. В 1951 г. Детуши вернулись во Францию, поселившись в парижском пригороде Медоне. В 1952 Селин опубликовал первую часть «Феерии для другого раза» («Féerie pour une autre fois»), лечил бедных, занимаясь частной медицинской практикой. Продолжал делать новые антисемитские заявления и отрицал Холокост.

Неожиданный литературный успех пришел в последние годы жизни, когда начиная с 1954 г. вышли в свет несколько произведений: «Интервью с профессором Y» («Entretiens avec le professeur Y», 1954), вторая часть «Норманс: Феерия для другого раза» («Normance: Féerie pour une autre fois II», 1954), «Балеты без музыки, без людей, без всего» («Ballets sans musique, sans personne, sans rien», 1956) и автобиографическая романная трилогия «Из замка в замок» («D’un château l’autre», 1957), «Север» («Nord», 1960) и «Ригодон» («Rigodon», вышел после смерти автора в 1969).

Несмотря на то, что во Франции сегодня произведения Селина не относятся к числу лучших произведений французской литературы, его многие антисемитские книги запрещены, о нем помнят, с ним спорят — словом, он никого не оставляет равнодушным. Влияние Селина обнаруживается в творчестве Г. Миллера, Э. Паунда, У. Берроуза, А. Гинзберга, Ч. Буковски и др. авторов. С 1994 г. в Санкт-Петербурге существует Российское Общество Друзей Селина (президент — Маруся Климова).

Маруся Климова (Татьяна Николаевна Кондратович), президент Российского Общества Друзей Селина.

Соч.: La Vie et l’œuvre de Philippe Ignace Semmelweis. Rennes, 1924; Voyage au bout de la nuit. P., 1932; L’Église. Paris, 1933; Mea Culpa. P., 1936; Mort à credit. P., 1936; Bagatelles pour un massacre. P., 1937; L’École des cadavers. P., 1938; Les Beaux Draps. P., 1941; Guignol’s band. P., 1944; Foudres et fleches. P., 1948; Scandale aux abysses. P., 1950; Féerie pour une autre fois. P., 1952; Normance: Féerie pour une autre fois II. P., 1954; Entretiens avec le professeur Y. P., 1955; D’un château l’autre. P., 1957; Ballets sans musique, sans personne, sans rien. P., 1959; Nord. P., 1960; Le Pont de Londres: Guignol’s band II. P., 1964; Rigodon. P., 1969; Progrès. P., 1978; Arletty, jeune fille dauphinoise. P., 1983; Céline vivant, anthologie des entretiens audiovisuels avec L.-F. Céline. P., 2007; Correspondance // Nouvelle rev. fr. P., 2009. № 591. P. 143–181; в рус. пер. – Путешествие на край ночи, М. ; Л., 1934; Смерть в кредит. СПб., 1994; Из замка в замок: [Роман]. СПб., 1998; Путешествие на край ночи. Харьков, 1999; Интервью с профессором Y. СПб., 2001; Север. СПб., 2003; Из замка в замок. СПб., 2003; Ригодон. СПб., 2004; Смерть в кредит: Роман. М.,1994; Громы и молнии: Пьесы, либретто, сценарии. СПб., 2005.

Лит.: Соболевский Н. Книга безнадежности и смерти // Новый мир. 1934. № 9; Олеша Ю. Путешествие на край ночи // Литературный журнал. 1936. № 20; Брагинский А. Откровения бывшего писателя // Иностранная литература. 1957. № 8; Шкунаева И. Д. Реакция под маской морали // Вопросы литературы. 1958. № 11; Ее же. «Маленький человек» в реакционной литературе (сочинения Л.-Ф. Селина и Ж. Ромена) // Шкунаева И. Д. Современная французская литература: Очерки. М., 1963; Селивановский А. П. Голос с того края. М., 1963; Токарев Л. Почему «возвращается» Селин? // Иностранная литература. 1975. № 6; Его же. Путешествие на край ненависти // Литература человеконенавистничества. Сборник статей. М., 1980; Ерофеев В. Путешествие Луи-Фердинанда Селина на край ночи // Иностранная литература, 1986. № 11; Ерофеев В. В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990; Еремеев Л. А. Единственный изобретатель столетия // Французский литературный модернизм. Киев, 1991; Бреннер Ж. Луи-Фердинанд Селин. Моя история современной французской литературы. М., 1994; Токарев Л. Мы всегда одиноки, когда честны // Литературная газета. 1994. № 8; Ерофеев В. Селин // Французская литература: 1945-1990. М., 1995; Дубин С. Один день Луи-Фердинанда Селина // Независимая газета. 20.02.1998; Недосейкин М. Н. Концепция мира и человека в романе Л.-Ф.Селина «Путешествие на край ночи» // Дис. … канд. филолог. наук. Воронеж, 2000; Л.-Ф. Селин в России: Материалы и исследования. С.-ПБг., 2000; Климова М. Селин в России. СПб., 2001; Балашова Т. Бунтующий язык: (Речь героя и рассказчика в романах Луи-Фердинанда Селина) // Вопр. лит. М., 2002. Вып. 6. С. 187–213; Недосейкин М. Н. Роман Л.-Ф. Селина «Путешествие на край ночи»: Человек в мире. М., 2006; Altmann G. Rencontre avec L. F. Céline // Monde. 1932, 10/XII; Vitoux F. Céline. P., 1987; Verdaguer P. L’univers de la cruaute: Une lecture de Céline. Genève, 1988; Godard H. Les manuscrits de Céline et leurs lecons. Tusson, 1988. La revue des lettres modernes. P., 1988; Godard H. Céline scandale. P., 1994; Cornille J. L. Céline, Elstir et le Christ // Littérature. P., 1997. № 107. P. 64–74; Louette J.-F. Proust, Céline, Perec: pleins, vide, delies // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 176–189; Kaminski H. E. Céline en chemise brune // Temps mod. P., 1998. A. 53, № 597. P. 194–201; Lafont S. Le poème rentre de L. F. Céline // Littérature. P., 1999. № 116. P. 93–108; Destouches L. Céline secret. P., 2003; Amette J.-P. Tous les Céline // Point. P., 2004. № 1675. P. 68–71; Vargas Llosa M. Céline: le dernier maudit // Nouvelle rev. fr. P., 2008. № 587. P. 75–80; Sollers Ph. Céline en enfer // Nouvel observateur. P., 2008. № 2293. P. 53–54; Forestier F. Céline, l’homme en colère // Nouvel observateur. P., 2009. № 2309. P. 60; De Ton D. Dictionnaire des personnages de Céline, par Gael Richard // Nouvel observateur. P., 2009. № 2306; Dupuis J. Céline en toutes lettres // Express. P., 2009. № 3045. P. 68–69; Yonnet P. Le testament de Céline. P., 2009; Dupuis J. Céline en guerre // Express. P., 2011. № 3117. P. 68.

А. Р. Ощепков

 

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности. — Историко-культурный контекст: История.

 

 

Мебель для ванной угловая посмотреть.