Сартр Жан-Поль

Сартр (Sartre) Жан-Поль Шарль Эмар (21.06.1905, Париж, — 15.04.1980, там же) — французский пи­сатель, публицист и философ-экзистенциалист, один из самых влиятельных мыслителей ХХ века.

Окончив в 1929 г. Высшую нормальную школу и отслужив в армии, Сартр преподает философию в лицее Гавра. В 1933–1934 гг. находился на стажировке во Французском институте (Берлин), где познакомился с феноменологией Э. Гуссерля и экзистенциализмом М. Хайдеггера.

Первые философские работы Сартра — «Трансцен­дентность Эго» («La transcendance de l’Ego», 1934), «Воображение» («L’Imagination», 1936), «Эскиз теории эмоций» («Esquisse d’une th?orie des ?motions», 1939), «Воображаемое. Феномено­логическая психология воображения» («L’Imagi­naire. Psycologie ph?nom?nologique de l’imagina­tion», 1940) — обнаруживают ориентацию его на феноменологические методы. Сартр менее всего стремится обобщить данные естественных и со­циальных наук, но пытается дать описание конк­ретных, отдельных состояний сознания индиви­дуума. Отсюда особый интерес писателя к проблеме эмоций и воображения, их природы и роли в жизни индивидуума. Он выдвигает те­зис о неэффективности эмотивного поведения, ибо, с его точки зрения, эмоция есть бегство лич­ности от мира. Сталкиваясь с реальными проб­лемами, человек отдается эмоции, которая как бы «отключает» его от опасной или трудной си­туации. Таким образом, эмоция есть иллюзор­ный способ разрешения проблемы.

Трактовка Сартром проблемы воображения близка концепции «интенциональных актов» Э. Гуссер­ля. Сартр говорит о творческой сущности воображе­ния, хотя и ограничивает действие воображения сферой сознания. Он противопоставляет вообра­жающему сознанию сознание практическое. Для него воображение ирреально и предполагает «неантизацию» действительности в ее наиболее существенных структурах.

В романе «Тошнота» («La Naus?e», 1938) уже присутствуют отдельные экзистенциалистские мотивы и идеи. См. статью: Тошнота (роман Ж.-П. Сартра).

В сборнике рассказов и новелл «Стена» («Le Mur», 1939) Сартр  развивает основ­ную тему «Тошноты». В одноименной новелле писатель показывает превращение человека в вещь, в дрожащую и агонизирующую плоть пе­ред лицом неизбежной смерти. Осознание близо­сти конца отнимает у человека свободу. Страх смерти превращает человека в животное. Трое республиканцев, сражающихся против испан­ских фашистов, схвачены и в подвале, куда их посадили, ждут решения своей участи. Они обре­чены на пытку ожиданием. Их бьет нервная дрожь, они покрываются холодным потом. За этими физиологическими проявлениями страха наблюдает военный врач. Героев новеллы охва­тывает апатия, они утрачивают волю и муже­ство.

Главный герой новеллы Пабло Иббиета в ожидании смерти открывает для себя абсурд. Все становится ему безразлично. В сартровской новелле появляется мотив, который несколько позже станет основным в повести А. Камю «По­сторонний», зазвучит лейтмотивом в устах Мерсо — мотив индифферентности. Размышляя над предложением фашистов спасти свою жизнь це­ной предательства, Иббиета приходит к выводу: «…все в принципе равноценно. Я прекрасно знал, что он был нужнее Испании, но теперь мне было начхать и на Испанию, и на анархизм: ни­что больше не имело значения». Пабло Иббиета оказывается в «пограничной ситуации», в ситуа­ции выбора. И он выбирает смерть, направляя фашистов по ложному, как ему кажется, следу, но но иронии судьбы приводит их к человеку, которого они разыскивали. Таким образом, всякое действие бессмысленно и губительно, но сам акт выбора делает человека экзистенциирующей личностью вне зависимости от последствий и ре­зультатов этого акта для других и для самого человека.

В 1940 г. Сартр попал в немецкий плен, но че­рез год он был освобожден по состоянию здо­ровья.

«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стал философский труд Сартра «Бытие и ничто» («L’Etre et le N?ant», 1943), в ко­тором писатель предпринимает систематическое изложение своей философии. Он анализирует диалектику взаимоотношений человека («бытия-для-себя») и объективной действительности («бытия-в-себе»). «Бытие-в-себе» лишено само­развития, которым наделено лишь «бытие-для-себя». Человек отрицает объективную действи­тельность для достижения свободы. По Сартру, «я» есть чистая духовность, абсолютная свобода, не­ограниченная субъективность. «Отчуждение» («L’ali?nation») есть атрибут «бытия-для-себя». «Бытие вне меня. Единственная истина — мое личное существование», — пишет Сартр.

В работе Сартр обосновывает концепцию абсур­да, утверждая случайность и бессмысленность бытия, которое «не имеет ни повода, ни причины, ни необходимости». Человеческое пребывание в мире непрочно, смерть неизбежна («бытие-для-смерти»). «Абсурдно то, что мы родились, абсур­дно то, что мы умрем», — провозглашает фило­соф. Человек одинок и покинут. Оставленность (d?laissement) человека есть результат богоут-раты. Главный признак человеческого бытия — постоянная тревога, тоска, тошнота, порождае­мые тягостной неопределенностью мира. Прео­доление этих состояний возможно в акте свобод­ного выбора как фундаментальной основы лично­сти. «Мы не избираем быть свободными: мы осуждены на свободу»,— заключает Сартр.  Он от­вергает детерминизм: у него действие, выбор предшествуют мотиву, побуждению, которыми че­ловек пост фактум лишь оправдывает свое пове­дение. Свобода — это способность изменения на­личествующего состояния, это всегда превозмогание себя. По утверждению Сартра, «быть свобод­ным — это быть-свободным-для-изменения». Одно из проявлений свободы «я» — художе­ственное творчество, служащее эманацией по­стоянного обновления художника.

С середины 40-х годов Сартр активно участвует в политической жизни Франции. С 1945 г. он воз­главлял журнал «Новые времена» («Les Temps modernes»). В конце 40-х — начале 50-х годов он пы­тался основать партию левой интеллигенции.

В это время написана незавершенная трило­гия «Дороги свободы» («Les Chemins de la liber­t?», 1945–1949), которая включает в себя рома­ны «Возмужание» («L’Age de raison», 1945), «От­срочка» («Le Sursis», 1945), «Смерть в душе» («La Mort dans l’?me», 1949). Главный герой — интеллигент Матьё Делярю, терзаемый невзго­дами в личной жизни и осознающий необходи­мость занять какую-то позицию перед лицом на­двигающейся фашистской угрозы, погибает, пы таясь остановить колонну гитлеровцев.

Проза Сартра аналитична и физиологична одновременно. Он сочетает эссе с дробными в натуралистическом духе зарисовками. Сартр выступил апологетом «ангажированной литературы» («Litt?rature engag?e»). В эссе «Что такое литература?» («Qu’est-ce que Litt?rature?», 1947) Сартр декларирует необходимость для писателя «не со­зерцать мир, а его переделывать», содействуя своим творчеством «самосозиданию человека». Тип художника, пытающегося убежать от дейст­вительности, представлен Сартром в очерке «Бодлер» («Baudelaire», 1947) и в книге «Святой Жене, ко­медиант и мученик» («Saint Gen?t, com?dien et martyr», 1952). В трактовке Сартра Бодлер — это художник, пытавшийся увидеть себя со стороны, как Другого, т. е. слить в единстве собственной личности одновременно субъект и объект бытия. Это приводит Бодлера к отказу от экзистенции как подлинного существования, основанного на свободном выборе себя, к бегству в прошлое, в мир своих воспоминаний и образов. Бодлер разрывается между экзистенцией и бытием — в этом Сартр видел источник бодлеровской противо­речивости, раздвоенности.

Свою драматургическую деятельность Сартр на­чал еще в 1940 г., когда в лагере для военно­пленных он написал и поставил рождественскую мистерию «Бариона». Признание к Сартру как дра­матургу пришло лишь в 1943 г. после постановки в оккупированном Париже его пьесы «Мухи» («Les Mouches»). В основе сюжета — античный миф об Оресте, который мстит своей матери ца­рице Клитемнестре за убийство своего отца — царя Агамемнона. Писатель использует античный миф для выражения экзистенциалистской концепции мира и человека. Сочетание крайних форм нату­рализма с модернизированным мифом — отли­чительная особенность сартровской драматургии. Орест, прибыв в Аргос, где жители города живут в страхе и покорности, задавленные чув­ством вины, открывает для себя косность и мер­твящую неподвижность бытия. Орест, осознав свою свободу, делает выбор: он убивает убийц своего отца — царя Эгисфа и Клитемнестру. Со­вершив этот акт возмездия, Орест становится экзистенциирующим героем. Но обретение абсо­лютной свободы сопровождается утратой един­ственного близкого Оресту человека, его сестры Электры. За свободу Орест расплачивается одиночеством, покинутостью.

В последующих пьесах «Мертвые без погре­бения» («Morts sans s?pultures», 1946), «Гряз­ные руки» («Les Mains sales», 1948), «Дьявол и Господь Бог» («Le Diable et le bon Dieu», 1951), «Затворники Альтоны» («Les S?questr?s d’Altona», 1960) Сартр развивает приемы и принципы новой театральности, «театра ситуаций», которые через призму конкретной ситуации пы­тается разглядеть некие универсальные, тракту­емые в экзистенциалистском духе первоосновы человеческого существования. «…Если верно, что человек свободен в данной ситуации, что он сам избирает себя в этой ситуации и посредством ее, — это значит, что в театре необходимо пока­зывать простые и человечные ситуации, равно как и свободу, которая избирается в таких ситу­ациях», — писал Сартр в работе «К театру ситуа­ций» («Pour un th??tre de situations»).

В начале 50-х годов начинается сближение Сартра с французской компартией. Французский писатель  дважды побывал в СССР, он поддерживал кубинскую революцию, выступал против колониальных войн во Вьетна­ме и в Алжире, против американской агрессии во Вьетнаме. В 1960 г. вышел в свет первый том его философского труда «Критика диалектиче­ского разума» («Critique de la raison dialecti­que»), свидетельствующий об эволюции философско-эстетических воззрений Сартра под влиянием марксизма. В центре исследования — по-преж­нему индивид, его личные свойства и внутренние детерминации его деятельности. Однако Сартр исхо­дит теперь из марксистского тезиса о том, что каждый индивид — член общества, детермини­рованный уровнем развития производительных сил и общественной структурой. В предисловии к «Критике диалектического разума» Сартр писал: «Я считаю марксизм непреходящей философией нашего времени». Он предпринимает попытку связать экзистенциалистскую антропологию с марксизмом.

Автобиографическая повесть «Слова» («Les Mots», 1964) обозначила отход писателя от прежнего круга проблем экзистенциалистской философии. В центре — проблема ответственности художни­ка. Сартр отрекается от существования в замкнутом мире слов, показывает формирование личности под влиянием определенной социальной среды в конкретную историческую эпоху; он отходит от мифологем своего раннего и зрелого творчества, рисует правдивую картину довоенной Франции. Повесть была удостоена Нобелевской премии (1964), от которой Сартр отказался. См. статью: Слова (повесть-эссе Ж.-П. Сартра).

В книге Сартра  «В семье не без урода. Гюстав Флобер. 1821—1857» («L’Idiot de la famille. Gus­tave Flaubert de 1821 ? 1857», 1971—1972) пред­принимается попытка соединить экзистенциа­лизм с марксизмом и психоанализом. Для объ­яснения творческого гения Флобера Сартр обраща­ется к анализу детских переживаний будущего писателя в духе 3. Фрейда и порожденных ими неврозов. Однако Сартр не ограничивается психо­аналитической методикой исследования творче­ской личности. Он признает, что формирование личности Флобера было обусловлено историче­ской эпохой. Экзистенциалистская установка Сартра проявилась в том, что центральное место в рабо­те о Флобере, как и в его предыдущих произведени­ях, отводится «микроанализу» личности, т. е. анализу ее внутреннего мира, сложной си­стемы мотивов и целей ее практической деятель­ности.

Сартр был властителем дум значительной части европейской интеллигенции середины XX века, вы­разив ее сомнения и поиски. Творчество французского писателя оста­вило след в философии и литературе, в эстетике и критике, в театре и кинематографе.

Соч.: L’?tre et le n?ant. P., 1943; Nekrassov. P., 1946; Situations: En 10 vol. P., 1947–1976; Th??tre. P., 1947; Les Mains sales. P., 1948; Le Diable et le bon Dieu. P., 1951; Critique de la raison dialectique. P., 1960; L’Idiot de la famille: En 3 vol. P., 1971–1972; ?uvres romanesques. P., 1981 (Bibl. de la Pl?iade); Cahiers pour une morale. P., 1983; Les Carnets de la dr?le de guerre. P., 1983; в рус. пер. — Пьесы. М., 1967; Стена: Избранные произведения. М., 1992;  Фрейд. Сценарий: Первый вариант (1959 г.). М., 1992; Философские пьесы. М., 1996; Пьесы: В 2 кн. М., 1999;  Тошнота: Роман. М., 2000; Последний шанс. СПб., 2000;  Что такое литература? СПб., 2000; Слова. Затворники Альтоны. М., 2002; Бодлер. М., 2004; Человек в осаде. М., 2006; Пьесы. М., 2008.

Лит.:  Кузнецов В. Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1970; Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994, 2004;  Ерофеев В. В. Жан-Поль Сартр // Французская литература. 1945–1990. М., 1995. С. 70–86; Трыков В. П. Сартр // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2. С. 313–317; Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество. СПб., 2006; Косиков Г. К.  Жан-Поль Сартр: искусство как способ экзистенциальной коммуникации // Косиков Г. К. Собр. соч. М., 2012. Т. 2. С. 532–536;  Alb?r?s R. M.  J.-P. Sartre. P., 1960;  Audry C. Sartre et la r?alit? humaine. P., 1966;  Audry C.  Sartre. P., 1970 («Philosophes de tous les temps»); Hollier D. Politique de la prose. P., 1982; Cohen-Solal A.  Jean-Paul Sartre: Biographie. P., 1985; Webber J. The existentialism of Jean-Paul Sartre. L., 2009.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности.