Роллан Ромен

Роллан (Rolland) Ромен (29.01.1866, Кламси, деп. Ньевр в Бургундии, — 30.12.1944, Везле, деп. Йона в Бургундии) — французский писатель и общественный деятель, музыковед, лауреат Нобелевской премии по литературе (1916).

Роллан родился в маленьком бургундском городке Кламси в семье нотариуса. В 1881 г. семья пе­реезжает в Париж, где Роллан окончил лицей Людо­вика Великого и поступил в Высшую Нормальную школу. В студенческие годы Роллан знакомится с куль­турной жизнью Парижа, много читает. Особое внимание будущего писателя привлек русский роман. Книги Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевско­го, И. С. Тургенева ввели Роллана в новый, более здо­ровый и цельный мир, чем тот, который его окружал. Разгром Франции во франко-прусской войне 1870 г., поражение Парижской коммуны и по­следовавший за этим кровавый террор, духов­ный кризис французского общества в конце XIX века, наиболее ярким проявлением которого стал культурный декаданс, — все это окраши­вает мироощущение раннего Роллана в пессимистиче­ские тона.

Кризисное состояние общественного сознания Роллан осмысливает как кризис действия. Пытаясь преодолеть кризис действия, моло­дой Роллан обращается к искусству как к средству компенсации личной неспособности к действию. Для него искусство — деятельность, не­обходимая прежде всего для самого художника, способ обогащения его индивидуальности посредством расширения личности. «Я влюблен в искусство, потому что оно взрывает мою ма­ленькую жалкую личность…», — писал Роллан. Но мир искусства был осужден кумиром юного Роллана Л. Н. Толстым в его трактате «Так что же нам делать?». В 1887 г. молодой французский студент пишет пись­мо  Л. Н. Толстому, в котором выражает свою любовь к великому писателю, но одновременно и оспаривает его взгляд на искусство. В ответ­ном письме Толстой говорит, что отрицает не искусство вообще, но ка­стовое, оторванное от народа. Кроме Л. Н. Толстого, на раннего Роллана замет­ное влияние оказали пантеизм Спинозы и фата­лизм Ренана.

После окончания Высшей Нормальной школы в 1889 Роллан едет в Италию для подготовки диссер­тации. Здесь он изучает изобразительные искусства, много занимается музыкой. Его куми­ры — Микеланджело, Бах, Моцарт, Бетховен и Вагнер. Его увлекает искусство героическое. Пребывание в Италии Роллан позже охарактеризует как «лечение просветлением». Он действительно излечивался от юношеского пессимизма.

По возвращении в Париж Роллан защитил в Сор­бонне две докторские диссертации (1895): «Про­исхождение современного лирического театра: история оперы в Европе до Люлли и Скарлатти» и «Упадок живописи в Италии после XVI века». После защиты диссертаций Роллан занимался науч­но-педагогической деятельностью: читал лекции по истории музыки в Высшей Нормальной школе и в Сорбонне.

К этому времени относится начало литера­турной деятельности Роллана. Еще в Италии он вына­шивает замысел первого своего литературного произведения, драмы «Орсино». Действие пьесы перенесено в эпоху Возрождения. Главный ге­рой — кондотьер Орсино, в котором автору хоте­лось выразить «страстную и всеобщую актив­ность этого замечательного времени». Ранние «античные» и «итальянские» пье­сы Роллана — «Орсино» (1890), неокончен­ная пьеса «Эмпедокл» (1890), «Бальони» (1891), «Ниобея» (1892), «Калигула» (1893), «Оса­да Мантуи» (1894) — не имели успеха. Ни одна из них не была поставле­на на сцене или опубликована. Обращение Роллана к драматургии и характер первых пьес отразили его стремление синтезировать мечту и действие, возро­дить в современниках волю к действию.

Первым опубликованным произведением Роллана была трагедия «Людовик Святой» (1897), вошедшая впоследствии в цикл «Трагедии веры». Конфликт пьесы имеет этический и философ­ский характер: вера в идеал сталкивается с без­верием и эгоизмом. Воплощением веры стано­вится в драме Людовик Святой, который возгла­вил поход в Иерусалим для отвоевания гроба Господня. Людовику противопоставлены его сеньоры, одержимые гордыней и презирающие толпу (Готье де Салисбери, Манфред и др.). В системе образов пьесы намечена антитеза, которая долгое время будет занимать мысль Роллана и получит свое дальнейшее развитие: противопос­тавление нравственной элите («sorte d’une élite morale») элиты интеллектуальной. В «Людовике Святом», как и в двух последу­ющих пьесах цикла — «Аэрте» (1898) и «Настанет время» (1903), Р. пытается соединить достижения социально-философской интеллектуальной драмы Г. Ибсе­на и Дж. Б. Шоу с революционно-романтической традицией Ф. Шиллера и В. Гюго. В цикле «Трагедии веры» выражена убеж­денность Р. в неизбежности крушения старой, одряхлевшей цивилизации. Он верит в необходи­мость обновления искусства и жизни. На этом этапе искусство перестает восприниматься Р. как единственный способ преодоления пассивно­сти. Писатель хочет стать активным участником событий. Во второй половине 1890-х годов Роллан увлекается со­циалистическими идеями, хотя и не вступает в какие-либо организации, сохраняя насторо­женное отношение к политике.

Призыв к обновлению искусства прозвучал в книге «Народный театр» (1903), в которой Роллан излагает новую концепцию театра. Книга представляет собой сбор­ник статей, опубликованных в 1899−1903 гг. на страницах журнала «Ревю д’ар драматик». Роллан отказывается от трактовки искусства как «убежища» для творческой личности. Свою за­дачу он видит в том, чтобы создать новый тип театра — театр для народа, целью которого ста­ло бы поддержание в народе «душевной бодро­сти». Театр как стимул к действию — такова главная мысль Роллана. С этих позиций он критически оценивает предшествующую европейскую драматургиче­скую и театральную традицию. Театр Шекспира, классицистическая комедия Мольера, романтиче­ская драма Шиллера и Гюго, современный Роллану буржуазный театр, с точки зрения писателя, оторваны от интересов и забот широких масс. Чтобы приблизить театр к народу, необходи­мо выработать новые художественные формы, нужно создать «монументальное искусство, тво­римое народами для народа».

Попыткой воплотить идею народного театра стал цикл «Театр революции», в который вошли пьесы: «Волки» (1898), «Торжество разума» (1899), «Дантон» (1900), «Четырнадцатое июля» (1902). Цикл рассказывает о событиях Великой французской революции XVIII века. Обра­щаясь к истории, Роллан ищет ответы на вопросы со­временности, его занимают проблемы возмож­ной революции и ее последствий, проблема наро­да и его роли в истории, вопрос о судьбах интел­лигенции в период социальных катаклизмов. В «Театре револю­ции» конфликт переносится внутрь революцион­ного лагеря, сохраняя свой философско-этический характер, что позволяет автору показать драматизм революционной борьбы, неразреши­мость некоторых нравственных проблем в рам­ках революционной этики.  В пьесе «Четырнадцатое июля» черты нового «народного театра» проявились особенно отчет­ливо. Роллан удается создать действие широкого раз­маха. В пьесе много массовых сцен, предполага­ется участие зрителей в хороводах, песнях и тан­цах. Роллан как бы включает зрителя в драматиче­ское действие, а драматическое действие претво­ряет в реальность. Народ в драме не фон, это главный герой, осознающий свою историческую миссию и свою силу.

Роллановская драматургия не прижилась на сцене, поскольку не отвечала вкусам публики, которой был чужд ее героический пафос. Р. ищет новые формы воплощения своего идеала. В этом поиске он обращается к биографическому жанру и пишет цикл «Героические жизни», включивший в себя «Жизнь Бетховена» (1903), Жизнь Микеланджело» (1906) и «Жизнь Толстого» (1911). Отныне идеал нравственного величия писатель находит не в фигурах полководцев, законодателей, государственных деятелей, вождей революции, но в творческой личности. Проблема мечты и действия остается центральной и в этом цикле. Так, в «Жизни Микеланджело» показан конфликт мощного гения и слабого человека в душе одной личности. В «Героических жизнях» Роллан приходит к новому пониманию героизма, который заключен не в преодолении исключительных трудностей и опасностей революционного времени, но в каждодневном единоборстве личности с собой, с болезнью, бедностью, одиночеством, собственной слабостью. Обращаясь к традиции Плутарха, Роллан выступил на рубеже XIX–XX веков как новатор в жанре биографии, создатель синтетической жанровой модификации, в которой содержались зародыши развития новой системы жанровых форм — биографического жанра XX века (прежде вcero в творчестве А. Моруа, С. Цвейга). Он синтезирует в своих биографических очерках черты различных жанров: психологического очерка, литературного и музыкально-исторического портрета, научной биографии и т. д. В роллановских биографиях соединяются различные начала: документальное, художественное, психологическое, публицистическое и философское.

Параллельно с биографиями Роллан работает над самым значительным своим произведением, ро­маном «Жан-Кристоф» (1904–1912). Роман разрушает традиционные для XIX века принципы романной формы. Это «роман-поток», роман-симфония, где каждая из трех частей имеет свою тональность, свой ритм. Многочис­ленные вставные эпизоды и лирические отступ­ления создают атмосферу взволнованности и эмоциональной приподнятости. В образе гениального музыканта, немца Жан-Кристофа воплощена мечта о герое, о «со­временном Бетховене». События духовной био­графии Жан-Кристофа — основа развития сю­жета. Восстав против деспотизма немецких вла­стей, против насилия, Кристоф бежит во Францию. Знакомство Кристофа с большим миром ев­ропейской культуры и политики разочаровывает его. Французская культура воспринимается им как «ярмарка на площади», где все продается и покупается. Книга «Ярмарка на площади» свидетельствовала об усилении остроты социального анализа в творче­стве Роллана и о его мастерстве сатирика. В «Жан-Кристофе» рассказ о событиях внут­ренней жизни героя сочетается с созданием ши­рокой социальной и культурной панорамы европейской жизни в начале XX века. См. статью: Жан-Кристоф (роман Р. Роллана и его герой).

В «Жан-Кристофе» Роллан не нашел способа соединить мечту и действие в реальной действи­тельности. Поиск продолжен в повести «Кола Брюньон» (опубл. 1918), самом жиз­неутверждающем произведении Роллан довоенного периода. См. статью: Кола Брюньон (повесть Р. Роллана).

Первая мировая война ознаменовала начало нового периода в творчестве Роллана. Он включается в активную общественную борьбу, выступает с антимилитаристских позиций, становится од­ним из виднейших общественных деятелей Евро­пы, к голосу которого прислушиваются. В 1915 г. выходит в свет сборник его антивоен­ных статей «Над схваткой». В 1916 г. Роллану присуждена Нобелевская пре­мия: «За возвышенный идеализм его литератур­ных произведений, а также за подлинную симпа­тию и любовь, с которой писатель создает раз­личные человеческие типы».

В 1919 г. появляется книга «Предтечи», получившая широкий отклик у ев­ропейской интеллигенции. Оба произведения свидетельствуют об эволюции взглядов Роллана на природу войны. Если в «Над схваткой» Р. считает, что война является результатом идей­ных противоречий, шовинистической пропаган­ды, то в «Предтечах» он приходит к пониманию истинных причин войны: это деньги, материальные интересы тех, кто наживается на войнах.

Тема войны присутствует в послевоенных произведениях Роллана — фарсе «Лилюли» (1919), повести «Пьер и Люс» (1920), романе «Клерамбо» (1920). Летом 1919 г. Роллан публикует «Декларацию независимости духа», программную статью, в которой обрщается к европейской интеллигенции с призывом объединиться и отстоять духовную свободу.

Весной 1921 г. Роллан вместе с отцом и сестрой перебирается в Швейцарию, покупает дом в Вильневе, где напряженно работает, принимает многочисленных посетителей, отвечает на поток писем. Когда здоровье позволяет, он предпринимает заграничные поездки. В 1923 г. — в Лондон и Зальцбург. В 1924 г. — в Вену и Прагу. В 1925 г. — в Германию. В начале 20-х годов Роллан ищет ответ на вопрос, как примирить декларируемый им отказ от насилия с необходимостью изменить существующий общественный порядок. Именно различия в подходе к этой проблеме стали причиной разногласий между Ролланом и А. Барбюсом, возглавлявшим группу «Кларте», в которую объединились интеллектуалы, считавшие, что единственным средством осуществления принципов справедливости, мира и свободы является революция. Роллан отказался войти в состав группы. Приветствуя русскую революцию, писатель страшился, тем не менее, ее возможных последствий и крайностей. Сведения, доходившие из России, не слишком радовали Роллана. Он решительно отвергал принцип «цель оправдывает средства». В 20-х годах Роллану более всего импонирует толстовский принцип непротивления злу насилием. В это время он сочувственно следит за освободительной борьбой индийского народа против английского владычества. Писателю близка мысль М. Ганди о необходимости добиваться независимости ненасильственными средствами.

В поисках мировоззрения, которое служил бы руководством к действию, Роллан обращается к изучению политической и религиозно-философской мысли Индии. Результатом этих штудий стали книги «Махатма Ганди» (1923), «Жизнь Рамакришны» (1929), «Жизнь Вивекананды» (1930), в которых он излагает и исследует идеи индийских мистиков.

Роллан, несмотря на доходившие до него факты террора и репрессий в СССР, неизменно поддерживал в своих выступлениях советское госу- дарство, о чем свидетельствуют его статьи «На смерть Ленина» (1924) «Ответ   К. Бальмонту и И. Бунину» (1928) и др. Р. был убежден, что, несмотря на ошибки, промахи, даже преступления, русская революция является «величайшим социальным усилием, самым мощным и самым плодотворным в современной Европе». В 1917 г. состоялось заочное знакомство Роллана с М. Горьким, завязалась переписка. Общение с Горьким сказалось на эволюции взглядов Роллана. В статье «Прощание с прошлым» (1931) писатель отходит от своей концепции «независимости духа» и признает историческое значение русской революции.

Самым значительным художественным про­изведением Роллана послевоенного периода является роман «Очарованная душа» (1922−1933). Интерес Роллана перемещается с проблем эстетических на социальные. Главная героиня романа Аннета Ривьер — новый тип женщины, отстаивающей свое право на независимость, самостоятельный труд и человеческое достоинство.

29 марта 1932 г. Роллан по инициативе А. В. Луначарского был избран иностранным почетным членом АН СССР. Летом 1935 писатель по приглашению М. Горького побывал в СССР. Он принимает многочисленные делегации, встречается с писателями, дважды беседует со Сталиным. Впечатления от поездки отражены в дневнике, частично опубликованном в журнале «Эроп» в 1960 г. В 1936 г. выходит в свет сборник «Спутники», состоящий из статей и эссе, посвященных великим художникам и мыслителям, которых Роллан считал спутниками своей жизни. В частности, в сборник вошли очерки о Шекспире, Гëте, Л. Н. Толстом, Гюго. Завершает сборник статья «Ленин, искусство и действие». В 1938 г. Роллан возвратился из Швейцарии во Францию. В это время его особенно волнуют со­бытия, происходящие в СССР. Встревоженный сообщениями об усиливающихся репрессиях, Роллан выражает беспокойство в частных письмах своим высокопоставленным друзьям в СССР, но не получает ответов. Итогом размышлений Роллана о судьбах и преврат­ностях революций стала драма «Робеспьер» (1939), завершившая цикл «Театр революции». «Робеспьер» — монументальное произведение с большим количеством действую­щих лиц, с царящей в нем атмосферой револю­ционного возбуждения, людской многоголосицы. В центре драмы — проблемы революционной этики, прежде всего вопрос о целесообразности террора. Роллан показывает, как кровавая мясорубка террора затягивает и его зачинателей. Якобин­цы отталкивают от себя массы, что становится причиной их собственной гибели.

Начало второй мировой войны застало Роллана в бургундском городе Везле недалеко от его родных мест. Он немедленно высту­пает с заявлением, обращенным к тогдашнему премьер-министру Франции Э. Даладье, в кото­ром подтверждает свою «полную привержен­ность борьбе демократии против гитлеровской тирании». Через несколько месяцев Везле был оккупирован фашистами. Несмотря на то, что часть его дома была занята немцами, Роллан продол­жает работать над автобиографическими произ­ведениями «Внутреннее путешествие» (1942), «Кругосветное плаванье» (1946) и многотомным исследовани­ем «Бетховен. Великие творческие эпохи» (1928−1949), в которых отразились смятение и тяжелые душевные переживания старого и больного пи­сателя, вызванные событиями войны. Последним произведением Роллана стала книга «Пеги» (1944), воссоздающая облик по­эта и полемиста Ш. Пеги, бывшего главного редактора «Двухнедельных тетрадей» (где был опубликован «Жан-Кристоф»), друга Роллан, а также его эпоху.

Роллан − один из крупнейших французских писа­телей XX века, творчество которого ока­зало существенное влияние на Р. Мартена дю Гара, Ж.-Р. Блока, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагона, С. Цвейга,  А. Моруа, А. Барбюса, Г. Гессе, Я. Ивашкевича, многих советских писателей.

Роллан — писатель, который, наряду с А. Фран­сом, Г. Уэллсом,  М. Прустом, А. Жидом, Т. Ман­ном, стоит у истоков интеллектуального романа XX века. Роллан привнес в западноевропейскую литера­туру мощное героическое начало, веру в возмож­ности человека.

В России Роллан известен, пожалуй, как ни один другой крупный французский писатель Новейшего времени. Творчество Роллана воспринималось в России как образец реализма и гуманизма. Произ­ведения Роллана изданы у нас многомиллионными тиражами. На сюжет повести «Кола Брюньон» Д. Кабалевский написал оперу «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), поставленную в 1938 г. Переводчиками произведений Роллана были М. Ло­зинский, А. Франковский, Н. Любимов.

Соч.: Cahiers Romain Rolland: V. 1–23. P., 1948–1975; в рус. пер. — Собр. соч.: В 20 т. Л., 1930–1936; Собр. соч.: В 14 т. М., 1954–1958; Воспоминания. М., 1966; Статьи, письма. М., 1985; Вселенское евангелие Вивекананды. Опыт исследования мистики и духовной жизни современной Индии. Самара, 2009.

Лит.: Р. Роллан. Био-библиографический указатель. М, 1959; Цвейг С. Роллан: Жизнь и творчество // Цвейг С. Собр. соч.: В 7 т. М., 1963. Т. 7; Балахонов В. Е. Ромен Роллан и его время. «Жан-Кристоф». Л., 1968; Мотылева Т. Л. Ромен Роллан. М., 1969; Петрова Е. А., Боброва М. Н. «Театр Революции» Ромена Роллана: драмы 1920–1930-х годов. Саратов, 1983; Трыков В. П. Роллан // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Barrère J.-B. Romain Rolland par lui-même. P., 1955; Robichez J. Romain Rolland. P., 1961; Duchatelet B. Romain Rolland tel qu’en lui-même. P., 2002; Meyer-Plantureux C. Romain Rolland: Théâtre et engagement. Caen, 2012.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.

 

 

Смотрите http://www.sever-rub.ru купить сруб дома не дорого.