Рикёр Поль

Рикёр (Ricœur) Поль (р. 27.02.1913, Валенсия,  деп. Дром, — 20.05.2005, Шатене-Малабри, близ Парижа) — французский философ и теоретик литературы.

Рикëр родился в протестантской семье. Он рано лишился родителей, был отдан на воспитание тете. Учился в лицее в Ренне, затем в местном университете. Продолжил образование Рикëр в Сорбонне. В Париже он посещал кружок философов и литераторов, собиравшихся в доме Габриеля Марселя, где открыл для себя философию Э. Гуссерля. В 1935 г. он окончил философский факультет и начал преподавать в лицеях.

В начале Второй мировой войны Рикëр был мобилизован. С 1939 до 1945 г. он находился в концлагере, где продолжил изучать философию, познакомился с трудами К. Ясперса и перевел один из трудов Гуссерля.

После освобождения из тюрьмы в 1945 г. Рикëр преподавал в провинциальном протестантском коллеже. В 1950 г. он защитил докторскую диссертацию. Рикëр преподавал в Страсбургском университете, с 1956 г. — профессор Сорбонны.  Работал он и за границей вел курсы в Чикагском ун-те (1967–1970), читал лекции во Французском коллеже в Москве. Печатался в парижских журналах «Эспри», «Тан нуво».

Феноменология, экзистенциализм и персонализм — философский фундамент ранних работ Рикëра («Karl Jaspers et la philosophie de l’existence», 1947, в соавторстве с М. Дюфренном; «Philosophie de la volonté», 2 т. в 3 кн., 1950–1960; и др.). См. статью: Воление и непроизвольное (работа П. Рикëра).

В 1960−1970-е годы центр интересов Рикëра смещается к психоанализу и «философии языка» («Об интерпретации: эссе о Фрейде» — «De l’interprétation: Essai sur Freud», 1965). Рикëр причисляет Фрейда, наряду с Марксом и Ницше, к «школе подозрения», разрушевшей уверенность в тождестве бытия и мышления, а также  в том, что основным детерминантом поведения человека является сознание.  Сознание отныне рассматривается как производное от «бытия» (Маркс), «воли к власти» (Ницше), «бессознательного» (Фрейд), а человеческое поведение детерминируется экономическими факторами, бессознательными сексуальными импульсами, стихийными инстинктами.

Мысль о «непрозрачности сознания» приводит Рикëра к признанию особой значимости символа в культуре. Символ объективирует наиболее важные моменты жизни и нуждается в интерпретации. Любое явление культуры имеет символическую природу. Для его понимания необходимо разработать методологию дешифровки символа. В одном из главных своих произведений, книге «Конфликт интерпретаций» («Le conflit des interpretations», 1969) Рикëр разрабатывает свой «регрессивно-проспективный» метод, суть которого в том, чтобы соединить изучение «археологии субъекта», его нередуцируемых, первоначальных влечений с исследованием «телеологии», т. е. динамики человеческого сознания. В основе метода лежит идея взаимодополнительности объяснения и понимания. В сущности, Рикëр приходит к выводу о необходимости синтезировать гегелевскую и фрейдовскую герменевтику.

Во время пребывания в США в конце 1960-х — начале 1970-х годов Рикëр приобщается а «аналитической философии», в центре внимания которой оказалась проблема соотношения реальности и языка, а основным результатом  стал «лингвистический поворот» — ориентация на философское осмысление не мира, а языка. Рикëр был одним из первых интеллектуалов, кто способствовал распространению во Франции «аналитической философии». Вместе с тем в работах Рикëра «От текста к действию» («Du texte  à l’action», 1986), «Я-сам  как другой» («Soi-même comme un autre», 1990) и др. интерес к «философии языка» сочетался с рефлексией над онтологическими, этическими и актуальными политическими проблемами.

В 1970−80-х годах Рикëр все чаще обращается к литературоведческой проблематике, вопросам теории литературы, появляются его работы  «Живая метафора» («La métaphore vive», 1975), «Время и рассказ» («Temps et récit», 3 т., 1983−1985), что соответствует характерному для постмодернизма общему движению от построения философии на основе лингвистики к построению ее на основе литературоведения.

Идеи Рикëра получили международное признание. В 1985 г. он получил в Германии Гегелевскую премию. В 1988 г. награжден Большой премией Французской Академии. В 1999 г. он был удостоен премии Бальцана (Balzan Prize, учрежденная итальянскими медиамагнатами Международная премия за высшие достижения в науке и культуре). В 2000 г. Рикëр был объявлен лауреатом японской премии Киото (Kyoto Prize), учрежденной крупным бизнесменом Кадзуо Инамори как аналог Нобелевской премии с целью «воздать должное людям, сделавшим исключительный вклад в науку, цивилизацию и духовность, — и таким образом побудить их и таких, как они, достигать все больших и больших высот».

Соч.: Dufrenne M.,  Ricœur P.  Karl Jaspers et la philosophie de l’existence. — P., 1947; Philosophie de la volonté: En 3 vol. — P., 1950–1960;   Histoire et verité. — P., 1955; De l’interprétation: Essai sur Freud. — P., 1965;  Le conflit des interpretations. — P., 1969; La métaphore vive. — P., 1975; Temps et récit: En 3 vol. — P., 1983–1985; Du texte  à l’action. — P., 1986; Soi-même comme un autre. — P., 1990; Lectures: Vol. 1–3. — P., 1991–1994; в рус. пер. —  Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М., 1995; Герменевтика. Этика. Политика. — М., 1995; Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. — М., 1996; Время и рассказ: В 2 т. — М. ; СПб., 2000; Конфликт интерпретаций. — М., 2002; История и истина. — СПб., 2002; Память, история, забвение. — М., 2004; Справедливое. — М., 2005; Я-сам как другой. — М., 2008.

Лит.: Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 4. — От романтизма до наших дней. — СПб., 1997. — С. 436–439;  Зотов А. Ф. Поиски синтеза: Поль Рикёр // Современная западная философия М., 2004; Пахсарьян Н. Т. Рикёр Поль // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. — М., 2004. — С. 355–356; Вдовина И. С. Поль Рикёр: феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства // Теория художественной культуры: Вып.10. — М., 2006;   Поль Рикёр — философ диалога / Под ред. И. И. Блауберг. — М., 2008; Philibert M.  Paul Ricœur ou la liberté selon l’esperance. — P., 1971;  Mongin O. Paul Ricœur. — P., 1994; Thomasset A. Paul Ricœur: une poétique de la morale. — Leuven, 1996; Michel J. Paul Ricœur. Une philosophie de l’agir humain. — Р., 2006; Fiasse G. Paul Ricœur. De l’homme faillible à l’homme capable. — P., 2007; Dosse F. Paul Ricœur, le sens d’une vie / Édition revue et actualisée. — P., 2008; Abel O. Le Oui de Paul Ricœur. — P., 2010.

В. П. Трыков, Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века; Рубеж XX–XXI веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Постмодернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Исследователи литературы, культуры. —Историко-культурный контекст: Культура.