Против Сент-Бева (сборник эссе М. Пруста)

Пруст (Proust) Марсель (10.07.1871, Париж, — 18.11.1922, Париж) — французский писатель, один из «отцов» европейского модер­низма, автор прославленного романа «В поисках утраченного времени» («? la recherche du temps perdu», опубл. 1913–1927)

В 1905 г. после смерти матери и тяжелейших приступов астмы Пруст был вынужден изменить свой образ жизни. Он почти безвыходно живет в комнате, защищенной от шума и света.

Литературное творчество становится единственным смыслом жизни Прус­та, отгороженного от мира болезнью. Он начинает писать заметки, что-то среднее между критическим эссе и художественной прозой (вышли только в 1954 г. под названием «Против Сент-Бева» — «Contre Sainte-Beuve»). «Я хотел бы написать статью о Сент-Беве, хотел бы показать, что его критический метод, вызывающий такое восхищение, абсурден, что сам он — плохой писатель; возможно, это подтолкнуло бы меня высказать более важные истины», — так сам Пруст изложил суть замысла книги.

Защита Прустом Бальзака, Бодлера, Флобера от нелицеприятных и не всегда глубоких оценок Сент-Бева оказывается, таким образом, лишь поводом для высказывания «более важных истин». Каких же? «Наброски предисловия» (редакторское название, как и все другие) начинаются с изложения ключевой мысли Пруста: «С каждым днем я все меньше значения придаю интеллекту. С каждым днем я все яснее сознаю, что лишь за пределами интеллекта писателю представляется возможность уловить нечто из давних впечатлений, иначе говоря, постичь что-то в самом себе и обрести единственный предмет искусства. То, что интеллект подсовывает нам под именем прошлого, на самом деле не является таковым. В действительности каждый истекший час нашей жизни находит себе убежище в каком-нибудь материальном предмете и воплощается в нем, как это случается с душами в иных народных легендах».

И неожиданно, даже не с нового абзаца, Пруст переходит к воспоминаниям из своего детства: «Однажды зимним вечером, продрогнув на морозе, я вернулся домой и устроился у себя в спальне под лампой с книгой в руках, но все не мог согреться; старая моя кухарка предложила мне чаю, хотя обычно я чай не пью».

Так в статье появляется первый вариант описания вкуса пирожного «мадлен» — одного из самых знаменитых эпизодов будущего романа Пруста «В поисках утраченного времени». Эпизод и в эссе, и в романе нужен автору для иллюстрации бессилия интеллекта и способов работы интуиции, которая только и может позволить человеку обрести истину, восстановить, казалось бы, навсегда утраченную реальность прошлого.

Текст: Contre Sainte-Beuve, pr?c?d? de «Pastiches et m?langes» et suivi de «Essais et articles». P. 1971 (Bibl. de la Pl?iade); в рус. пер. — Против Сент-Бёва: Статьи и эссе. М., 1999.

Лит.: Т Михайлов А. Д. Марсель Пруст накануне «Поисков утраченного времени»: «Против Сент-Бева» // Пруст М. Против Сент-Бёва: Статьи и эссе. М., 1999; Таганов А. Н. Формирование эстетической концепции Марселя Пруста: Дис…доктора филол. наук. М., 1996; Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб., 1999; Ощепков А. Р. Марсель Пруст в отечественном литературоведении 1920 — начала 1980-х гг.:  Дис… канд. филол. наук. М., 2002; Трыков В. П. Пруст // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 2; Compagnon A. Proust entre deux si?cles. P., 1989.

См. также на нашем сайте: Пруст Марсель.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.