Принцип психологизма в литературе ХХ века

Принцип психологизма, утвердившийся во французской литературе еще в XVII веке (Ж. Расин, М. де Лафайет и др.), получивший развитие в творчестве романтиков и реалистов XIX века, писателей рубежа XIX–XX веков (прежде всего Г. де Мопассана), в ХХ веке приобретает новые оттенки. Писатели-реалисты придают психологизму социальный характер и создают социально-психологические произведения (например, Р. Роллан, А. Франс, А. Барбюс, М. Дрюон, Л. Арагон; писатели-католики реалистического склада — Ж. Бернанос, Ж. Грин; писатели-реалисты, выступающие в жанрах, популярных в массовой литературе, такие как Ж. Сименон). Модернисты склонны к внесоциальной трактовке психологизма (в разной степени такая трактовка психологизма проявляется у М. Пруста, А. Жида, А. Камю, психологизм может и соединяться с социальностью, но совсем иначе, чем у реалистов, например, у Ж. Жене, получать гендерную окраску, как у С. де Бовуар, Ф. Саган, приобретать квази-психологические формы, как автоматическое письмо в поэзии А. Бретона, Ф. Супо, Р. Десноса). Обрисовка внутреннего мира человека необычайно разнообразна — от тонкого, изысканного рисунка до резкого выплеска самых темных страстей наружу. В рамках психологической (социально-психологической) прозы формируется жанр семейной эпопеи (нередко это цикл романов). Среди создателей таких эпопей — Р. Мартен дю Гар, Ф. Мориак, Э. Базен, А. Труайя и др. См. статьи о французских писателях ХХ века.

Лит.: Гинзбург Л. Я. О психологическрой прозе / 2-е изд. Л., 1977; Хализев В. Е. Теория литературы / 3-е изд., доп. М., 2002; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 6-е изд. М., 2009.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века.  — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм; Модернизм; Литературные термины.