Превер Жак

 

Жак Превер (Jacques Pr?vert, 4.02.1900, Н?йи-сюр-Сен, — 11.04.1977, Омонвиль-ла-Петит) — французский поэт, киносценарист. Выходец из семьи с буржуазными и аристократическими корнями, он рано проникся бунтарскими настроениями против этой среды, в 15 лет, закончив неполную среднюю школу, он больше не учился, пошел работать, потом погрузился в жизнь богемы. В 1920–1922 гг. Превер проходил военную службу в Турции. Вернувшись в Париж, он близко сошелся с представителями сюрреализма, деятелями авангарда (в доме, где он жил комунной с тремя друзьями — литератором М. Дюамелем, художником И. Танги, поэтом Р. Кено, с 1924 г. проходили встречи сюрреалистов — А. Бретона, Р. Десноса, Л. Арагона и др.; в юности Превер познакомился с Г. Аполлинером, позже — с С. Дали, П. Пикассо, П. Элюаром и др.), затем сблизился с коммунистами, с которыми организовал по предложению П. Вайяна-Кутюрье агитационно-театральную группу «Октябрь» (в 1933 г. с этой группой побывал в СССР, группа показывала его пьесу «Битва при Фонтенуа», спектакль получил первый приз проходившей в Москве Международной олимпиады революционных театров). Особенно дружеские отношения сложились у Превера с Л. Арагоном, входившим в ЦК ФКП, но в компартию он не вступил и в дальнейшем старался держаться подальше от политики, от ангажированности в литературе (исключение — май 1968 г., когда он поддержал и в выступлениях, и в творчестве студенческие протесты).

В 1930-е годы Превер написал сатирические и пропагандистские пьесы для группы «Октябрь» («Битва при Фонтенуа» — «La Bataille de Fontenoy», 1932; «Да здравствует пресса!» — «Vive la presse», 1932; и др.), выпустил ряд литературных произведений (сюрреалистические поэмы: «Семейные воспоминания, или Ангел-охранник», 1930, «Попытка изобразить обед голов в Париже, во Франции», 1931; антифашистские поэмы: «Штык в землю», 1936, События», 1937). Но особое значение приобрела его деятельность как киносценариста: сначала он написал диалоги для фильма Ж. Ренуара «Преступление господина Ланжа» («Le Crime de monsieur Lange», 1936); позже написал диалоги для фильма «Исчезнувшие из Сент-Ажиля» («Les Disparus de Saint-Agil», 1938) режиссера Кристиана-Жака (позже прославившегося фильмами «Фанфан-тюльпан», «Бабетта идет на войну»). Но наиболее тесное сотрудничество возникло с Марселем Карне, стиль Карне и Превера был определен как «поэтический реализм». Для Карне Превер написал сценарии к фильмам «Забавная драма» («Dr?le de drame», 1937, с участием Л. Жуве, Ж.-Л. Барро); «Набережная туманов» («Le Quai des brumes», 1938, по одноим. роману Пьера Мак-Орлана [Дюмарше], с участием Ж. Габена, М. Морган); «День начинается» («Le Jour se l?ve», 1939, с участием Ж. Габена). В годы 2-ой мировой войны он продолжал писать киносценарии и достиг в этом жанре высшей точки, написав сценарий для фильма М. Карне «Дети райка» («Les Enfants du paradis», с участием Ж.-Л. Барро, фильм снимался с 1943 г., торжественная премьера была дана уже после освобождения Франции, в 1945 г.). В 1946 г. фильм получил золотую медаль Венецианского фестиваля. В 1995 г. 600 французских критиков и специалистов кино признали этот фильм «лучшим французским фильмом столетия», по решению ЮНЕСКО фильм был объявлен мировым достоянием. В 1976 г. Превер за киносценарии получил Большую Национальную премию кино. Смерть застала Превера за сочинением финала сценария мультипликационного фильма «Король и птица» («Le roi et l’oiseau», фильм вышел в 1980 г. с посвящением памяти Жака Превера).

Наибольшую известность Превер снискал как поэт. Первый его сборник «Слова» («Paroles») вышел в 1946 г. (тираж его первого издания  и переизданий составил несколько миллионов, что беспрецендентно для публикации поэзии во Франции; в 1999 г. газета «Монд» по итогам опроса 17 тысяч французов, поставила книгу на 16 место в списке 100 самых значительных произведений мировой литературы ХХ в., что свидетельствует о значимости этого произведения для французского культурного тезауруса). Стихи Превера взяли от сюрреализма — свободную форму (без рифм, без знаков препинания, с использованием свободных ассоциаций и т. д.), от кинематографа — объективное рассмотрение мира «со стороны» (исследователи говорят о своего рода  «киноглазе»). Они реалистически отображали простоту и поэтичность обыденной жизни французов. Строки «поэта улиц», став песнями, разошлись в миллионах пластинок в исполнении Эдит Пиаф, Ива Монтана, Марлен Дитрих, Жюльет Греко, Сержа Генсбура. Самая известная из песен на слова Превера — «Мертвые листья» («Опавшие листья» — «Les feuilles mortes», музыка Жозефа Косма, впервые была исполнена в 1946 г. И. Монтаном. Широко известна и песня «Для тебя, моя любимая» («Pour toi mon amour»), также на стихи из сборника «Слова».

После войны вышли поэтические сборники Превера «Истории» («Histoires, 1946); «Сказки для непослушных детей» («Contes pour enfants pas sages», 1947); «Зрелище» («Spectacle», 1951); «Большой весенний бал» («Le Grand bal du printemps», 1951) «Дождь и хорошая погода» («La pluie et le beau temps», 1955), «Истории и другие истории» («Histoires et autres Histoires», 1963), «Вещи и прочее» («Choses et autres», 1972), «Деревья» («Arbres», 1976). По данным французских опросов, Превер был самым читаемым поэтом в среде молодежи 1970-х гг. После смерти писателя по инициативе и при участии его вдовы  Жанины Превер были подготовлены и опубликованы две книги, объединившие произведения писателя, написанные в разные годы и в разных жанрах («Ночное солнце», 1980; «Пятое время года», 1984), а в 1990-е гг. вышло «Полное собрание сочинений» в «Библиотеке Плеяды». Переиздание этого собрания в 2000-х гг. свидетельствует о сохранении у французов значительного интереса к творчеству Превера.

Соч.: Soleil de nuit. P., 1980; Cinqu?me saison. P., 1984; ?uvres compl?tes: T. 1–2 / ?dition ?tablie, pr?sent?e et annot?e par D. Gasiglia-Laster et A. Laster. P.: Gallimard, 1992–1996. (Biblioth?que de la Pl?iade), [r?impr.:] T. I: 2008, T. II: 2004; в рус. пер. — Дети райка. Киносценарии. М.: Искусство, 1986; Песня для вас. Л.: Дет. лит., 1988; Зрелище: Пьесы и стихотворения. М.: Текст, 2000; Стихи // Поэзия французского сюрреализма. СПб.: Амфора, 2003. С. 251–266, 430–432; Жак Превер // Стихи французских поэтов для детей. М.: Самокат, 2006. С. 9–22; Стихотворения [издание на франц. и рус. яз.]. М.: Текст, 2009.

Лит.: Ваксмахер М. Н. Французская литература наших дней. М., 1967; Балашова Т. В. Жак Превер // Французская литература 1945–1990. М., 1995; Bergens A. Jasques Prevert. P., 1969; Laster A. Pr?vert: Analise critique. P., 1972; Gasiglia-Laster D. Jacques Pr?vert, « celui qui rouge de c?ur»: biographie. P.: S?guier, 1994; Lamy J.-C. Pr?vert, les fr?res amis. P.: Albin Michel, 1997; Chard?re B. Le cin?ma de Jacques Pr?vert. Bordeaux: Le Castor Astral, 2001; Aurouet C., Comp?re D., Gasiglia-Laster D., Laster A. Pr?vert, fronti?res effaces. P.: L’Age d’homme, 2003; Aurouet C. Pr?vert, portrait d’une vie. P.: Ramsay, 2007.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.