Пляж (рассказ А. Роб-Грийе)

Ален Роб-Грийе (Alain Robbe-Grillet; 18.08.1922, Брест, — 18.02.2008, Кан) — один из самых ярких представителей модернистского «нового романа» (или антиромана, как назвал его Сартр) во Франции [см. на нашем сайте статью: Роб-Грийе Ален (новость от 18.02.2012)].

Для его манеры письма показательна миниатюра «Пляж», которая входит в сборник «Моментальные снимки» («Instantan?s», 1962) и которую называют рассказом лишь условно.

Вот начало этого произведения: «Вдоль берега идут трое детей. Они шагают в ряд, взявшись за руки. Они примерно одного роста и, вероятно, также одного возраста: лет двенадцати. Тот, что посредине, все-таки чуть пониже двух других.

Если не считать троих детей, длинный пляж пустынен. Это полоска песка, довольно широкая, однообразная — ни уте­сов, ни заливов, полого спускающаяся от скалистого обрыва, который кажется неприступным, к морю.

Небо совершенно ясное. Солнце освещает желтый песок резкими, прямыми лучами. Ни единого облака. Нет и ветра. Вода синяя, спокойная, и хотя перед пляжем до самого горизонта простирается свободная ширь, из открытого моря не набегает ни морщинки. Но через равные промежутки времени, в нескольких метрах от берега, всякий раз на одной и той же линии, вдруг набухает и тут же опадает волна, всякий раз одна и та же. Поэтому нет ощущения, что волна приходит и уходит; напротив, весь маневр совершается как бы на месте. Сначала вода вздувается, об­разуя со стороны берега неглубокую впадину, и слегка от­ступает назад, шурша катимой галькой; потом волна обваливается, растекаясь молочной мутью по склону, но отвоевывает при этом лишь ту площадь, которую недавно утратила. И разве что местами, там, где напор сильнее, дополнительно увлажняет на мгновение еще несколько дециметров.

И снова все неподвижно — море плоское и синее, остановившееся в точности у той же черты на желтом песке пляжа, по которому шагают в ряд трое детей» (пер. Л. Зониной).

Завершается миниатюра так же, как начиналась. Это характерный пример повествовательной манеры Роб-Грийе, в которой нет принципиальной разницы между человеком и неодушевленными предметами, отсутствует какое-либо развитие, констатация фактов не содержит оценки.

Текст: Instantan?s. P., 1962; в рус. пер. — Пляж // Французская новелла XX века. М.: Худож. лит., 1976; Пляж // Зарубежная литература ХХ века: Хрестоматия. Т. 3: 1945–1980 / Сост. Михальская Н. П., Храповицкая Г. Н., Луков Вл. А. и др.; Под ред. Б. И. Пуришева, Н. П. Михальской. М.: Просвещение, 1986.

Лит.: Гапон Л. А. Поэтика романов Алена Роб-Грийе: Строение и функционирование художественного текста: Дис. … канд. фил. наук. СПб., 1998; Barthes R. Essais critques. P., 1964; Bernal O. Alain Robbe-Grillet; Le roman de 1′absence. P., 1964; Ricaudou J. Probl?mes du nouveau roman. P., 1967; Jefferson A. The nouveau roman and the poetics of fiction. N. Y. 1980.

Вл. А. Луков, М. В. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.