Планшон Роже

Планшон (Planchon) Роже (12.09.1931–12.05.2009) – французский деятель театра, драматург, режиссер, актер. Родился недалеко от Лиона в бедной многодетной семье. В 13 лет за помощь партизанам во время 2-ой мировой войны был награжден Военным крестом.

Во французской литературе Планшон оставил след как драматург, более 40 лет писавший пьесы, из которых наиболее значительные — «Должники» («La Remise», 1962), «Синие, белые, красные» («Bleus, blancs, rouges ou les libertins», 1967),  «На ветру» («Dans le vent», 1968), «Бесчестие» («L’Infâme», 1969), «Черная свинья» («Le Cochon noir», 1973), «Жиль де Ре» («Gilles de Rais», 1976), «Алиса» («Alice, par d’obscurs chemins…», 1982), «Старая зима» («Le Vieil Hiver», 1991), «Хрупкий лес» («Fragile Forêt», 1991), «Плот Медузы» («Le Radeau de la Méduse», 1995), «Нельская башня» («La Tour de Nesle», по драме А. Дюма, 1996) «Эдип 2007 в Колоне» («Œdipe 2007 à Colone», 2007). Однако обращение Планшона к драматургии было связано прежде всего с его основной профессией — режиссера, при этом руководителя репертуарного театра, в котором он ставил собственные пьесы и обычно играл в них центральные роли.

Театром Планшон увлекся довольно рано, в актерской манере читал стихи Ш. Бодлера, А. Рембо, Р. Шара в лионских кафе, где обратил на себя внимание местных интеллектуалов. Глубокое впечатление на Планшона произвели спектакли Ж. Вилара, увиденные им в Авиньоне (на созданном Виларом в 1947 г. Авиньонском театральном фестивале) и Париже. C соучениками лионских курсов С. Гийо  по обучению драматическому искусству он поставил арлекинаду Н. Евреинова «Веселая смерть» (1949) и еще ряд спектаклей, среди них «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира (1950), с этой постановки начинается история блестящих достижений Планшона в театральной режиссуре. Собранный Планшоном коллектив преобразовался в театр, получивший определенное признание, побеждавший на театральных конкурсах. Это дало толчок к созданию Планшоном в 1952 Театра комедии Лиона (с 1957 г. — Театр де ла Сите в Вийербане, рабочем городе-спутнике Лиона). Планшон использовал основные театральные идеи, реализованные Виларом в Национальном народном театре (Le Théâtre national populaire, TNP), который в 1951 г. преобразовал этот театр, созданный Ф. Жемье в 1920, сохранив идею основателя о театре высокой театральной культуре, доступной простому народу. Это было отмечено, и в 1972 г. (вскоре после закрытия TNP и смерти Вилара, который уже несколько лет театром не руководил)  французское правительство передало статус TNP вместе с театральной субсидией лионскому театру Планшона. Из драматических театров во Франции такой привилегией пользовался только парижский театр Комеди Франсез. Государственная субсидия позволяла иметь в театре постоянную труппу, быть репертуарным. Вместе с Планшоном новым TNP руководили П. Шеро (известный и как кинорежиссер) и Р. Жильбер.

Планшон новаторски ставил французскую классику. В 1962 г. он поставил «Тартюфа» Мольера и сыграл заглавную роль. В 1967 г. Планшон показал «Тартюфа» на Авиньонском фестивале. В 1973 г. он вернулся к «Тартюфу», поставив его на сценах TNP и парижского театра Порт-Сен-Мартен. Тартюф в его исполнении был гнусным лицемером, лжецом, преступником, это было исполнено по-актерски крупно, без нюансов. Но финал комедии, необычно выстроенный Планшоном-режиссером, оказывался настолько жестоким по отношению к Тартюфу, что персонаж начинал вызывать жалось, сочувствие, а великая комедия обретала черты трагикомедии с мнимо-счастливым финалом. Планшон как актер и режиссер обращался также к комедиям Мольера «Жорж Данден» (1958 и 1987), «Скупой» (1986, 1999 и 2001), трагедиям Корнеля (спектакль по мотивам судьбы трагедии «Сид», 1969), Расина («Береника», 1966; «Гофолия», 1980).

Не меньшее значение имели постановки Планшоном пьес Шекспира. Планшон поставил многих современных авторов, среди которых и создатель эпического театра Б. Брехт, с которым Планшон познакомился и сблизился в 1954 г. («Добрый человек из Сезуана», 1954, 1958; «Страх и отчаяние в Третьей империи», 1956; «Швейк во второй мировой войне», 1961, 1966), и представители «театра абсурда» Э. Ионеско, А. Адамов, Г. Пинтер. Среди наиболее удачных поставновок современных авторов — «Воображаемая жизнь метельщика улиц Огюста Жэ» А. Гатти (1962). Ставил Планшон и русскую классику («Мертвые души» по Н. В. Гоголю, 1960; пьесы А. П. Чехова «Леший», 2005, «Юбилей», 2006).

Планшон выступил и как кинорежиссер, сняв 3 фильма: «Данден» (по Мольеру, 1987), по своим сценариям — «Людовик, король-дитя» (1993), «Лотрек» (1998). Снимался он и как актер, в т. ч. сыграв Фукье-Тенвиля в фильме А. Вайды «Дантон» (1983).

Планшон считается одним из видных идеологов демократизации театра («театр для всех») и децентрализации театральной жизни, которая, по его мнению, должна не  сосредотачиваться в столицах, а проникать в самые отдаленные провинции.

Соч.: Apprentissages: mémoires. P., 2004; Théâtre complet. P., 2010.

Лит.: Якимович Т. К. Драматургия и театр современной Франции. Киев, 1968; Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 2009; Смирнова Л. Н., Гальперина Г. А., Дятлева Г. В. Популярная история театра. М., 2008; Copfermann E. Théâtres de Roger Planchon. P., 1977; Bataillon M. Un défi en province. Planchon: chronique d’une aventure théâtrale: V.1–3. P., 2001–2005.

Вл. А. Луков, М. В. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века; Рубеж XX–XXI веков. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.

 

 

Хочешь приобрести диплом: вот сайт diplom-vruki.com