Пеладан Жозефен

Жозефен (Жозеф) Пеладан (P?ladan, 28.03.1858, близ Лиона, — 27.06.1918, Н?йи-сюр-Сен) — французский писатель, яркий представитель декаданса в литературе рубежа веков.

Пеладан считал себя магом, рыцарем грааля, присвоил себе титул «сар» (у древних персов означает «маг»), а в июне1890 г., выйдя из тайного общества мартинистов, стал инициатором создания мистического «Католического ордена розы и креста». Носил атласный камзол черного  и синего цвета, а на одной из художественных выставок предстал перед посетителями в костюме средневекового рыцаря.

Пеладан написал роман «Андрогин» (1891), в котором, создав образ гермафродита, воплощающего одновременно оба пола, проповедовал отказ от плотских желаний.

Пеладан в те же годы проявляет интерес к античности то в форме собственной «романской школы», то в обращении к греческому театру. Вершиной его версии неоклассицизма стала драматическая трилогия «Прометеида» (1895). Пеладан использовал в качестве модели трилогию Эсхила о Прометее, лишь частично дошедшую до нас, включив в свою трилогию три произведения: «Прометей, носитель огня», «Прикованный Прометей» (эта часть представляет собой скорее перевод сохранившейся части трилогии Эсхила, чем самостоятельное произведение) и «Освобожденный Прометей». А. Ф. Лосев в своей работе «Проблема символа и реалистическое искусство» отмечал: «Среди исканий в буржуазной литературе конца XIX в. Прометей Пеладана заслуживает особого упоминания». Далее он раскрывал причину такого внимания к произведению французского автора: «В своей благородной миссии спасти человечество и направить его развитие по пути прогресса (дать огонь, научить ремеслам, искусству, любви) Прометей выражает волю высшего бога, о котором он говорит как о “создателе всего мира”, о “творце смертных и бессмертных”, как о “первопричине Вселенной”. Существование этого бога проявляется в мировой гармонии, в неотвратимости судьбы смертных и бессмертных. “Зевс же не бог, а, скорее, царь”, официальная правящая власть.

История Прометея у Пеладана — это путь обретения бога, поиски и окончательное осознание бога.

В начале драмы Пеладана духовный скепсис. Потом — жадное стремление спасти людей от Зевса, колебания, сомнения; поиски возможностей спасения; божий знак, неожиданно появившийся огонь, разрушает сомнения, он видит в этом знаке проявление воли высшего Владыки. Но огонь и прогресс принесли, по мнению Прометея, много дурного — войны, воровство и т. д. Прометей опять сомневается в своей миссии. Зевс, чтобы уничтожить людей, посылает Пандору с ее несчастьями. Прометей совсем впадает в мрачные раздумья, но с помощью Божественного огня (выполняя волю бога) заставляет Пандору помочь людям стать нежными, чуткими, любящими. Пандора — женское начало, которое облагораживает человечество.

В наказании Прометея у Пеладана опять-таки можно усмотреть проявление воли высшего божества. Прометей прикован к скале не оттого, что похитил огонь (это лишь формальная причина), а, скорее, потому, что он должен страдать за все человечество. И Прометей выступает здесь не в роли богоборца, а в роли святого, великомученика, “страдальца за справедливость”. Прометей благодарит высшего бога и, стоя на коленях, рукою крестит себя.

Однако замысел автора (создать образ Прометея святого) в трилогии воплощается до некоторой степени противоречиво, поскольку вся вторая часть трилогии в значительной мере представляет перевод богоборческой трагедии Эсхила “Прометей прикованный”, который логически не вполне совмещается с идейно-художественной структурой пьесы» (Лосев: 229–230).

Соединение античной мифологии и католической образности характерно для модели неоклассицизма, развивавшейся Пеладаном и некоторыми другими писателями рубежа веков.

Другие произведения:  роман «Главная ошибка» (1884, и другие романы, объединенные автором в цикл «La d?cadence latine» — «Закат латинского мира», 21 т. 1884–1914, последний том изд. 1925); трагедии «Вавилон» (1895), «Византийский принц» (1896), «Эдип и Сфинкс» (1904), эссе «Парцифаль и Дон Кихот» (1906), «Об Андрогине. Пластическая теория» (1910) и др. Теоретические работы объединены в цикл «Амфитеатр мертвых наук» (1892–1911)

Соч.: Amphith??tre des sciences mortes: Vol. 1–6. P., 1892–1911; La  Prom?th?ide. P., 1895; La philosophie de L?onard de Vinci d’apr?s ses manuscrits. P.: Stalker, 2007.

Лит.: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / 2-е изд., испр. М., 1995; Aubrun R.-G. P?ladan… Р., 1904; Divoire F. Faut-il devenir mage. P., 1909.

Вл. А. Луков, В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.