Неоромантизм. Неоромантизм во Франции

Неоромантизм — течение в литературе и искусстве рубежа XIX–XX  веков, связанное с традициями романтизма, но возникающее в иную историческую эпоху, когда на первый план выходит не новаторство содержания и формы, а эстетический и этический протест против дегуманизации личности и  реакция на натурализм и крайности декаданса. В широком смысле неоромантизм — совокупность различных направлений и течений этого периода, родственных романтизму (т. н. «неоромантический ореол»: символизм, эстетизм и др.).

Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX века (Д. Мережковский, Г. фон Гофмансталь и др.). Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир, все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии. Неоромантизм неоднороден: в каждой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты.

Отмечен своеобразием и неоромантизм во Франции. Стремление французских неоромантиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру «поэтической драмы». Драма в стихах оказывается наиболее адекватной формой выражения условно-поэтиче­ско­го восприятия действительности, свойственного неоромантикам. Создание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир.

Создание поэтического мира во многих случаях является не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантического героя. Проблема героизма и героической личности — главная проблема французского неоромантизма.

Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках. Такое понимание героизма ярко выражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сборник «Испанские рассказы». Дон Хозе совершает все свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается фразой, носящей программный для ряда неоромантиков характер: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени определила типы характеров в  ранних (неоромантических по существу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт».

В целом французский неоромантизм представляет собой весьма амфорное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Ослабевает острота критического отношения к действительности, свойственная В. Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творчество, как правило, не противоречит правительственному курсу (не случайно ряд неоромантиков был избран в Академию, среди них А. де Борнье, Ф. Коппе, Э. Ростан, Ж. Ришпен).

Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. Свойственный романтизму начала XIX века пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX века вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадочной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы. Неоромантизм получил наиболее полное выражение в творчестве Э. Ростана (1869–1918), автора знаменитой героической комедии «Сирано де Бержерак» (1897). В пьесе излагается неоромантическая концепция героизма как внутренней способности человека преодолевать силу обстоятельств. Видеть в действительности идеал — вот основная мысль пьесы. Другие произведения Ростана — комедия «Романтики», драмы «Принцесса Греза», «Самаритянка», «Орленок», «Шантеклер» — также основаны на неоромантической концепции мира, человека и искусства.

К неоромантизму нередко относят также творчество Жюля Верна.

В западном искусствознании термин «неоромантизм» используется несколько шире, чем в русской традиции, особенно в применении к явлениям живописи, музыки и т. д.

Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1994. Т. 8; Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003; Луков Вл. А. Французский неоромантизм. М., 2009; Ernest-Charles J. Le Th??tre des Po?tes. 1850–1910. P., s. a.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Неоромантизм; Литературные термины. — Историко-культурный контекст: Культура.

 

 

У нас можно купить насосы для топлива ETP-40 на 12В и 24В в Екатеринбурге.