Неоклассицизм

Неоклассицизм — общее наименование антиромантических и антисимволистских и антинатуралистических тенденций, возникших в европейской литературе и искусстве в конце XIX — начале XX века. Особенно ярко неоклассицизм проявился во французской литературе. Важнейшая особенность неоклассицизма — обращение к античной культуре, использование мифологических образов и мотивов,  тем и сюжетов античной литературы. Неоклассицизм воспринимает античное культурное наследие не как эстетический идеал или образец стиля, но как материал, включенный в контекст новейших художественно-эстетических исканий, позволяющий поставить «вечные» проблемы человеческого бытия.

Одним из  наиболее ярких проявлений неоклассицизма в литературе стала «романская школа» — направление во французской поэзии 90-х годов XIX века, возглавил которое Жан Мореас. В «романскую школу» входили Ш. Моррас, М. Дюплесси, Э. Рейно, Р. де ла Тайед. Начинавший как символист, автор первого «Манифеста символизма», Мореас в 90-е годы отходит от символизма и призывает вернуться к традициям национальной культуры, к «прекрасной ясности». В 1891 г. он публикует «Манифест французской романской школы». Мореас отказывается от свободного стиха, столь любимого символистами. Отныне образцом для современной лирики он считатет  поэзию «Плеяды» и XVII век.  В своем лучшем поэтическом сборнике «Стансы» (1899–1901) Мореас выражает поэтическую эмоцию с помощью классических ритмов и строф:

 

Я все не сговорюсь со славою своею,

Лишь к мертвецам лицо обращено мое,

Зерном моих борозд живится воронье,

Мне жатвы не собрать, хоть я пашу и сею.

 

Но я не сетую. Пусть злится Аквилон,

Пускай меня клеймят, пускай, кто хочет – свищет:

Что нужды, если твой, о лира, тихий звон

Искусней с каждым днем становится и чище?

 

А. Франс назвал Мореаса «Ронсаром французского символизма».

Французский писатель Андре Жид  писал о себе: «…В настоящее время считаю себя лучшим представителем классицизма». Под «классицизмом» Жид понимает особую позицию писателя и вытекающую из нее эстетику. Главной добродетелью писателя он считает скромность, отсутствие самодовольства, а основным достоинством произведения — уравновешенность и чувство меры.  Жид в «Трактате о Нарциссе» (1891), в драме «Плохо прикованный Прометей» (1899) обращается к мифологическим образам и сюжетам, которые он интерпретирует в духе символистской эстетики и индивидуалистической этики.

Неоклассицизм получил развитие и за пределами Франции. В немецкой литературе рубежа XIX–XX веков неоклассицизм формировался прежде всего в творчестве Пауля Эрнста и Вильгельма Шольца как реакция на натурализм. «Низкому» герою и обыденности обстоятельств натуралистической литературы Эрнст и Шольц противопоставляют «высокого» героя, сталкивающегося с объективной необходимостью и отстаивающего в борьбе с ней свое человеческое достоинство и внутреннюю свободу. Драматургия Эрнста и Шольца ориентируется на традиции французской классицистской трагедии.

Неоклассические тенденции обнаруживаются в творчестве Фридриха Ницше, трактующего в работе «Рождение трагедии» (1872) античную культуру как взаимодействие аполлоновского и дионисийского начал.

Черты неоклассицизма проявились в поэзии крупнейшего немецкого поэта-символиста Стефана Георге. В  поэме «Альгабал» (1892) поэт обращается к эпохе позднего Рима и создает образ жестокого и развратного римского императора Гелиогабала. Античность предстает в поэме как замаскированный образ современности. Античность не воспринимается более как воплощение гармонии и меры, но таит в себе, как всякая эпоха, темные, иррациональные начала.

Ирландский писатель Джеймс Джойс в романе «Улисс» (1922) пародирует миф об Одиссее (Улиссе), соотнося историю мифологического героя с рассказом об одном дне дублинского обывателя Леопольда Блума.  Основные персонажи романа Блум, Дедалус, Мэрион ассоциируются соответственно с Улиссом, Телемаком и Пенелопой и  предстают как герои-архетипы, в которых вопощены неизменные, извечные и универсальные свойства человеческой природы.

Возвращаясь к Франции, следует отметить, что в начале XX века неоклассицистские тенденции с особой силой проявляются в творчестве Поля Валери, Андре Жида, Жана Кокто. Поэзия Валери (сб-ки «Юная Парка», 1917; «Альбом старых стихов», 1920; «Чары», 1922) — поэтический отклик на состояние «модерна». Кризису современной ему культуры Валери противопоставляет дисциплину напряженного самосознания, поиск универсального метода, понимаемого как основополагающий принцип своего собственного мышления, обеспечивающий цельность личности, связность различных ее проявлений (см. его «Введение в систему Леонардо да Винчи», 1895).  Неоклассицистские тенденции у Валери проявились в отточенности формы, в пластической выразительности образа («Орфей», «Рождение Венеры», «Феерия», «Купальщица», «Кесарь» и др.), в его изощренном интеллектуализме, в его стремлении к точности, в функционировании мифологических образов и мотивов как материала и культурного кода для рефлексии над современными социальными, культурными и эстетическими проблемами.

Самый «классический» поэтический сборник Жана Кокто — «Церковное пение» (1923). В нем поэт обращается к классическому стиху. Однако при всей классичности стихотворной формы по своему образному строю поэзия Кокто остается по-модернистски усложненной, парадоксальной, в ней господствует игровая стихия, чувствуется экспериментаторское начало.

Кокто обращается к мифологическим образам и сюжетам не только в поэзии, но и в драматургии («Антигона», 1922; «Эдип-царь», 1925; «Орфей», напис. 1925, пост. 1926; «Адская машина», 1934). В  одноактной трагедии «Орфей» Кокто модернизирует миф о певце и музыканте Орфее, отправившемся в подземный мир, чтобы увести оттуда свою жену Эвридику. Персонажи облачены в современные костюмы. Действие происходит на вилле Орфея.

В пьесе «Адская машина», используя миф об Эдипе, Кокто создает образ Поэта, протестующего против окружающего его уклада жизни, но бессильного одержать нам ним победу. Рок (адская машина) действует неумолимо.

Неоклассицизм во второй половине ХХ века сошел на нет. Но вполне возможно ожидать его возрождение в XXI веке.

Лит.: Мелетинский Е. М.  Поэтика мифа. М., 1976;  Аверинцев С. С. Образ античности в западноевропейской  культуре XX века // Новое в современной классической филологии. М., 1979; Корж Ю. В. Неоклассицизм // Культурология. XX век: Энциклопедия. СПб., 1998. Т. 2.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Другое; Литературные термины. — Историко-культурный контекст: Культура.

 

 

http://dekor-life.com.ua/ защитные Роллеты в Симферополе.