Натурализм. Натурализм во Франции

Натурализм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — одно из важнейших направлений в лите­ратуре конца XIX века. Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию во­обще.

Философской основой натурализма стал позитивизм. Позитивисты вслед за основателем этого учения Огюстом Контом провозгласили истинным только знание, полученное и проверяемое опытным путем и тем же путем проверяе­мое. Литературные предпосылки натурализма связаны с творчеством Г. Фло­бера, с его теорией «объективного», «безличного» искусства, а также с дея­тельностью «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Первыми теоретиками натурализма стали Ипполит Тэн и братья Эдмон и жюль де Гонкур. Их идеи прозвучали в 1860х годах, но не получили широкого признания.

Но вскоре в литературе засверкала новая яркая звезда — Эмиль Золя. Он создал теорию экспериментального романа, обосновал натурализм в театре, написал 20-томную эпопею «Ругон-Маккары». Вокруг Золя сложилась группа последователей, получившая название «школа Золя». Натурализм в 70–80-е годы XIX века становится одним из ведущих направлений во французской литературе, особенно в прозе.

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастиче­ских вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к ре­альному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Начиная с романа «Жермини Ласертэ» братьев Гонкуров натуралисты обращаются к низам общества, им присущ подлинный демократизм. Натуралисты расширяют область изображаемого в литературе. Для них нет запрещенных тем. Если безобраз­ное изображено достоверно, оно приобретает в их глазах значение подлин­ной эстетической ценности.

Для натурализма характерно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и эксперимен­татором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точ­ностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и обще­го), отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; место сюжета («выдумки») занимает описание и анализ; автор эстетически нейтрален по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; ана­лиз общества осуществляется на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; мир у нату­ралистов предстает в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с им­прессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением докумен­тов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т. д.).

Лит.: Боборыкин П. Д. Европейский роман в  XIX столетии. СПб., 1900; История французской литературы: В 4 т. М., 1959. Т. 3; История всемирной литературы: В 9 т. М., 1991. Т. 7; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 6-е изд. М., 2009; Martino P. Le naturalisme fran?ais. P., 1923; Le naturalisme et les soir?es de M?dan. P., 1930; Beuchat C. Histoire du naturalisme fran?ais: T. 1–2. P., 1949–50; Dumesnil R. Le r?alisme et le naturalisme. P., 1955; Raimond M. La crise du roman: Des lendemains du naturalisme aux ann?es vingt. P., 1967; Roy-Reverzy E. R?alisme et Naturalisme. P., 2002.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм; Литературные термины.