Мореас Жан

 

Мореас (Mor?as) Жан (псевд., настоящее имя — Яннис, иначе Иоаннис Пападиамандопулос, 15.04.1856, Афины, — 30.04.1910, Сен-Манде, департамент Сена) — французский поэт греческого происхождения. Мореас — автор термина «символизм».

Отец его был крупным юристом в Афинах, занимался поэзией. Юноша рано начал писать. Его первый сборник стихов «Горлицы и змеи» (1873) был написан по-гречески, в 18 лет он возглавил журнал «Парфенон». Благодаря гувернантке-француженке Мореас с детства знал французский язык. В 1875 Мореас отправился в Париж изучать в Сорбонне право, с 1882 постоянно жил в Париже, познакомился с Г. Мопассаном и др. писателями. Здесь он опубликовал символистские сборники «Сирты» («Les Syrtes», 1884), «Кантилены» («Les Cantil?nes», 1886). В гармоничности и неподвижности изображаемого Мореасом материаль­ного мира видны традиции «Парнаса». Характерный для символизма мотив воспоминания, связующего лирического героя с идеальным миром, у Мореаса приобретает пессимистическое звучание (стихотворение «Быть безмятежным» в сборнике «Сир­ты»). В его поэзии очевидны черты декаданса.

В «Манифесте символиз­ма» («Le Symbolisme», 1886) Мореасом была сформулирована эстетическая программа, охватывающая как вопросы содержания, так и вопросы формы символистских произведений. Он возводит традицию символизма к поэмам А. де Виньи, к У. Шекспиру, к мистикам и еще дальше, из современных поэтов рассматривает Ш. Бодлера как подлинного предшественника нового поэтического движения, где Мореас выделяет С. Маллар­ме, который «открыл в нем ощущение таинственного и невыразимого», П. Верлена, который «разорвал жестокие путы стиха». Главное в символизме, по Мореасу: «…подлинный характер символического искусства состоит в том, чтобы никогда не доходить до познания Идеи-в-себе. Таким обра­зом, в этом искусстве картины природы, поступки людей, все кон­кретные явления не могли бы выступать сами по себе: здесь это осязаемые оболочки, имеющие целью выявить свое скрытое род­ство с первичными Идеями».

«Манифест символизма» принес Мореасу широкую известность. Он способствовал декадентскому пе­рерождению символизма в 1880-х.

Однако в начале 1890-х годов поэт отходит от символизма. Его сборник «Страстный пилигрим» («Le P?lerin passion?», 1891) и особенно предисловие к нему способст­вовали созданию неоклассицистической «романской школы» (М., М. Дюплесси, Р. де Латайед, Ш. Моррас, Э. Рейно), в которой возрождение поэти­ческих принципов «Плеяды» сочеталось с декадентской направленностью творчества этих поэтов, с противопоставлением французской «ясности» творчеству «северных варваров» П. Б. Шелли, Г. Ибсена, Л. Толстого. Исследователи считают «романскую школу» первым проявлением неоклассицизма во фран­цузской модернистской поэзии.

Лучшее произведение Мореаса этой поры неоклассицизма — семь книг небольших стихотворений в 2–3 строфы «Стан­сы» («Les Stances», 1899–1901, 1920). Писал он также прозу («Рассказы старой Франции» — «Contes de la vieille France», 1905; «Эскизы и воспоминания» — «Esquisses et Souvenirs», 1908; раньше, в 1886 г., в соавторстве с Полем Аданом написал романы «Девицы Курбе» и «Чай у Миранды», своего рода пародии на роман натурализма), пытался возродить мотивы античной трагедии на французской сцене («Ифигения в Авлиде» — «Iphig?nie ? Aulis», 1904), писал статьи.

О творчестве Мореаса отзывались А. Франс, Р. де Гурмон, Э. Верхарн, Ш. Моррас и другие писатели. На русский язык стихи Мореаса переводили В. Брюсов (перевел 5 стихотворений, в 1910 г. в № 5 «Русской мысли» опубликовал некролог о Мореасе, в котором высоко оценил его вклад в поэзию), Б. Лифшиц, И. Эренбург и др.

См. также статью: Манифест символизма (статья Ж. Мореаса): текст — Le Symbolisme; текст перевода (в сокр.).

Соч.: Oeuvres: V. 1–2. P., 1923–26; в рус. пер. — [Стихи] // Брюсов В. Полн. собр. соч. и переводов. Т. XXI. СПб., 1913; [Стихи] // Эренбург И. Тень деревьев. М., 1969; [Стихи] // Лившиц Б. У ночного окна. М., 1970; Манифест символизма (в сокр.) // Храповицкая Г. Н., Ладыгин М. Б., Луков Вл. А. Зару­бежная литература XX века: Хрестоматия. Т. 1: 1871–1917. М., 1980; [Стихи; Символизм] // Поэзия французского символизма. Лотреамон Песни Мальдорора. М., 1993.

Лит.: Гурмон Р. де. Книга масок. СПб., 1913; Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973; Embiricos A. Les ?tapes de Jean Mor?as. Lausanne, 1948; Butler J. D. Jean Moreas: A Critique of His Poetry and Philosophy. The Hague, 1967; Jouanny R. A. Jean Mor?as, ?crivain Grec. Ath?nes, 1975; Adamson W. L. Embattled Avant-gardes: Modernism’s Resistance to Commodity Culture in Europe. Los Angeles, 2007.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–ХХ веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Символизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.