Мальро Андре

Мальро (Malraux) Андре (3.11.1901, Париж, — 23.11.1976, там же) — французский писатель и общественный деятель, министр культуры в правительстве де Голля (1958?1969). Лауреат Гонкуровской премии (1933). Родился в Париже. Работал в книжной лавке, в одном из парижских издательств. В юности обнаружил интерес к творчеству Достоевского, Ницше, Шпенглера.

В начале 1920-х годов Мальро сближается с представителями литературного и художественного авангарда — Шагалом, Жакобом и др. Влияние символизма, кубизма и дадаизма заметно в первом поэтическом сборнике Мальро — «Бумажные луны» (1921).  В 1923 г. совершает поездку в Камбоджу на поиски древних кхмерских храмов. Мальро открывает для себя Азию. После возвращения в 1926 г. в Париж публикует эссе  «Искушение Запада» (1926), «О европейской молодежи» (1927), в которых размышляет над проблемой «Запад?Восток», высказывает мысль, что признание абсурдности бытия и индивидуализм являются специфическими признаками западной цивилизации.

Азиатские впечатления и критическое отношение Мальро к колониализму нашли отражение в его романах «Завоеватели» (1928), «Королевская дорога» (1930), «Удел человеческий» (1933). В них тема революции соседствует с проблемой абсурда и возможности его преодоления.

Мальро становится образцом ангажированного левого интеллектуала. Он сторонник французской компартии, яростный защитник Димитрова, убежденный антифашист, один из лидеров Всемирного антифашистского комитета. В романе «Годы презрения» (1935) писатель разоблачает ужасы нацистских репрессий после прихода Гитлера к власти.

Мальро проявлял интерес к СССР, который, как ему представлялось, строит цивилизацию «человеческого братства», противостоящую основанной на индивидуализме цивилизации Запада. В 1934 г. Мальро приезжал с визитом в СССР, выступил с речью на Съезде советских писателей.

В 1936 г. Мальро принимал участие в гражданской войне в Испании, затем во время Второй мировой войны — в  движении Сопротивления. Роман-репортаж «Надежда» (1937), рассказывающий о гражданской войне в Испании, превращается в повествование о борьбе человека с обстоятельствами во имя истинных ценностей — братства, человеческого достоинства и совместного политического действия.

Герой Мальро — человек действия:  искатель приключений, революционер, воин. Для Мальро «человек есть не то, что он скрывает, но то, что он делает».  Предметом художественного исследования в произведениях писателя становится мотивация героя к действию. В романах Мальро социальная и историческая конкретика, достоверность факта сочетается с философскими обобщениями, сгущенным интеллектуализмом. В этом отношении моделью для писателя послужили романы Достоевского, в которых тот, по выражению Мальро, не «изображал» жизнь, а «драматизировал идеи».

Важнейшей темой эссеистики Мальро стала тема искусства («Психология искусства», 1947?1950; «Голоса молчания», 1951; «Метаморфоза богов», 1957; «Антимемуары», 1967). По Мальро, искусство ограничивает власть рока над человеком. «Искусство — это антисудьба».  Оно выполняет две функции: освобождает человека и помогает ему соединиться с миром.

Соч.: Les Conqu?rants. P., 1928; La Voie royale. P., 1930; La Condition humaine. P., 1933; L’Espoir. P., 1937; La M?tamorphose des dieux. P., 1957?1976; Le Miroir des limbes: Antim?moire et La Corde et les souris. P., 1976 (Bibl. de la Pl?iade); в русск. пер. — Зеркало лимба: Сборник. М., 1989 (Зарубеж. худож. публицистика и докум. проза); Завоеватели. Королевская дорога: Романы. М., 1992.

Лит.: Кирнозе З. И. Андре Мальро // Французская литература 1945?1990. М., 1995. С. 87?102; Picon G. Malraux par lui-m?me. P., 1955; Brincourt A. Malraux le malentendu. P., 1986; Larrat J.-C. Malraux th?oricien de la litt?rature. P., 1996.

В.П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.