Левинас Эмманюэль

 

Левинас (L?vinas) Эммануэль (12.01.1906?25.12.1995) — французский философ и культуролог. Родился в еврейской семье в Каунасе (Литва). В 1923 г. эмигрировал во Францию, где изучал философию в Страсбургском ун-те. Во время учебы в университете Левинас познакомился и подружился с М. Бланшо. Значительное влияние на Левинаса оказала философия А. Бергсона.  С 1928 г. в Фрибургском университете Левинас слушал лекции Э. Гуссерля, увлекся феноменологией. В 1930 г. Левинас возвращается во Францию, защищает докторскую диссертацию на тему «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля». В 1932 г. в журнале «Ревю филозофик» была опубликована статья «Мартин Хайдеггер и онтология», которая стала первой статьей во Франции о философии Хайдеггера. В 1939 г. Левинас был мобилизован. Во время Второй мировой войны с 1940 по 1945 г. находился в германском концентрационном лагере для военнопленных офицеров. В 1945 г. Левинас назначен директором Эколь нормаль в Париже. С 1961 г. Левинас преподает в университетах Пуатье, Нантера и в Сорбонне. С 1976 г. Левинас — почетный профессор Сорбонны.

Основные положения философии Левинас изложены в его трудах «От существования к существующему» (1947), «Время и Другой» (1947),  «Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949), «Тотальность и бесконечность» (1961), «Иначе, чем бытие, или По ту сторону сущности» (1974), «О Боге приходящему к идее» (1982) и др.

В философских построениях Левинаса новейшие достижения западной философии (интуитивизма, экзистенциализма, феноменологии) синтезированы с талмудической традицией. Вслед за Хайдеггером Левинас применяет интенциональный анализ при изучении духовно-эмоциональной жизни индивида, считая внутренние переживания человека (забота, беспокойство, тревога) суверенной сферой феноменологии. Между тем Левинас полагал, что основные понятия феноменологии обретают подлинный смысл лишь в соотнесении с проблемой Другого.  Центральными проблемами «философии диалога» Левинаса являются вопросы отношения к Другому, соотношения языка и времени, анализ сознания. Базисными для Левинаса являются категории «трансцендентность» и «время», а не «имманентность» и «пространство».  Человечество мыслится Левинасом как мир коммуникации разнообразных культур, единство которых коренится в изначальном межсубъектном общении.

Левинас утверждал, что иудаизм не только возрождается как религия, но и обретает статус философии, обращенной к современному человеку, ищущему Истину вне зависимости от его религиозных убеждений и верований.  По Левинасу, талмудические тексты имеют универсальное значение. Опираясь на них, Левинас предпринял попытку создания новой этической концепции, адаптированной к современности с ее культом свободы, но одновременно и опирающейся на традиционные нравственные ценности (прежде всего идею ответственности).   При разработке собственной концепции Левинас опирается на русскую традицию в понимании ответственности, идущую от Достоевского: все люди несут ответственность друг за друга, а я в большей степени, чем другие, «моя ответственность всегда превышает ответственность других». Опорой в такой трактовке ответственности для Левинаса были и французские писатели-экзистенциалисты, прежде всего Ж.-П. Сартр и А. Камю.

Левинас, увлеченный идеями Ф. де Соссюра и его последователей, тем не менее предпринял попытку разработать свою собственную философию знака и значения. Размышления о  священных текстах привели его к постановке вопроса о письме как таковом.

Соч.: Th?orie de l’intuition dans la ph?nom?nology de Husserl. P., 1930; De l’existence ? l’existant. P., 1947; Le Temps et l’Autre. P., 1947; En d?covrant l’existence avec Husserl et Heidegger. P., 1949; Totalit? et infini. La Haye, 1961; Difficile libert?. P., 1963; Quatre lectures talmudiques. P., 1968;  Humanisme de l’autre homme. Montpellier, 1972; Autrement qu’?tre, ou Au-del? de l’essence. La Haye, 1973; Du sacr? au saint. Cinq nouvelles lectures talmudiques. P., 1977; De Dieu qui vient ? l’id?e. P., 1982; Les Impr?vus de l’histoire. Montpellier, 1994; в рус. пер. – От существования к существующему // Культурология XX века. 1998. № 11. С. 185?204; Время и другой; Гуманизм другого человека. СПб., 1998; Тотальность и бесконечное. СПб., 2000; Трудная свобода. М., 2004; Путь к другому. СПб., 2006; О Морисе Бланшо. СПб., 2009.

Лит.: Вдовина И. С. Э. Левинас и Э. Гуссерль // История философии. 2003. № 10. С. 101?115;  Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб, 1997. С. 521?524;  Derrida J. Violence et m?taphysique. Essai sur la pens?e d’Emmanuel L?vinas // L’?criture et la diff?rence. P., 1967; Lescourret M. A. Emmanuel L?vinas. P., 1994; Eskin M. Etics and dialogue: in the works of Levinas, Bakhtin, Mandelstam. Oxford, 2000.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.