Кокто Жан

Кокто (Cocteau), Жан Морис Эжен Клеман (5.07.1889–11.10.1963) — французский писатель, поэт, романист, театральный деятель, художник, киносценарист. Член Французской академии (1955). Родился в провинциальной буржуазной семье. Когда Кокто было 9 лет, его отец покончил с собой. В 1899 Кокто с семьей переехал в Париж. Учился в лицее Кондорсе. Друзьями Кокто были А. Жид, М. Жакоб, Г. Аполлинер, П. Пикассо. Был знаком с М. Прустом, семьей писателя А. Доде, С. Дягилевым и И. Стравинским. Для труппы Дягилева «Русский балет» написал либретто балетов «Синий бог, или Огненная птица» Р. Ана (1912, совм. с Ф. Мадцаро, балетмейстер М. М. Фокин), позже — «Парад» Э. Сати (1917), «Голубой экспресс» Д. Мийо (1924). В 1915 г. Кокто бежал на фронт, участвовал в боях в качестве санитара. Вскоре был отправлен в тыл.

В 1920-х годах Кокто сблизился с сюрреалистами. В декабре 1923 г. он переживал личный и творческий кризис, связанный со смертью авангардистского поэта и автора психологических романов Р. Радиге, талант которого он открыл. В 1925 г. Кокто попадает в клинику, где лечится от передозировки опиума. В 1937–1938 гг. Кокто — хроникер в парижской газете «Сё суар». Он неизменно выступал с пацифистских позиций (во время войн в Индокитае и в Алжире).

Первый поэтический сборник Кокто «Лампа Аладдина» (1909) отмечен влияниями Ш. Бодлера, поэтов «Парнаса», символизма. Алогизм, неожиданность сравнений, фрагментарность и несколько нарочитая ассоциативность образов в стихотворениях сборников «Стихотворения» (1920), «Словарь» (1922) сближают Кокто с дадаизмом. Затем он отдает дань неоклассицизму. Самый «классический» поэтический сборник Кокто «Церковное пение» (1923)   отличает строгая композиция: он состоит из трех частей, в каждой из которых по тридцать три стихотворения. Под влиянием своего друга, молодого писателя Р. Радиге Кокто обращается к классическому стиху. Строгостью ритма и  богатством рифмы некоторые стихотворения сборника напоминают создания Ронсара, Дю Белле и Малерба.

В карманах ни гроша, а говорят: богатый.

Душа моя кровит, а говорят: сухарь.

В печенках у меня сидит слушок проклятый —

Дознается орел и прилетит, как встарь.

 

Так суждено судьбой, а славе не стерпеться —

Она, вот-вот созрев, аукнется в крови.

И ангел бьет крылом, и мне бичует сердце:

«Плевать, что ты мертвец, — я жить хочу, живи!»

(Пер. М. Яснова)

Однако при всей классичности стихотворной формы по своему образному строю поэзия Кокто остается по-модернистски усложненной, парадоксальной, в ней господствует игровая стихия, чувствуется  экспериментаторское начало.

Основная тема сборника — любовь, трактуемая  сквозь призму модернистской концепции тотальной некоммуникабельности. Один из центральных мотивов цикла — одиночество любящих людей, их разделнность, невозможность взаимопонимания и полного душевного слияния. Любящих разделяет невидимая черта.

Кокто-драматург, начав с сюрреалистического фарса «Новобрачные на Эйфелевой башне» (задуман как балет, пост. 1921, «Шведский балет»; опубл. 1923), обращается к пьесам на мифологическом материале («Антигона», 1922; «Эдип-царь», 1925; «Орфей», 1925, пост. 1926; «Адская машина», 1934), в которых ставит важные философские и эстетические проблемы (природа поэзии, любовь и смерть, соотношение поэзии и здравого смысла). В 1930–40-х годах в драматургии Кокто происходит переход от авангардного театра к пьесам, в которых использованы сюжеты и приемы «массового» театра и наиболее характерных его жанров — мелодрамы, семейно-бытовой пьесы («Трудные родители», 1938; «Священные чудовища», 1940). Самой значительной пьесой Кокто стала одноактная драма-монолог «Человеческий голос» (1929, пост. 1930), в которой играли многие актрисы, Р. Росселини снял фильм с А. Маньяни (1947). Ф. Пуленк написал одноименную оперу (1959), в которой блистали многие выдающиеся певицы (Г. Вишневская и др.).

Романы Кокто («Тома-самозванец», 1923; «Трудные дети», 1929) повествуют о том, как игра может, войдя в жизнь, стать жизнью, как маска может стать лицом, а придуманная самому себе роль судьбой. Кокто зачарован импульсивностью, дерзостью, причудливой, капризной фантазией, детской жестокостью, безрассудством и нон-конформизмом своих героев. Книги «Петух и Арлекин» (1918), «Профессиональная тайна» (1922) — эстетические манифесты писателя, в которых обосновывается концепция поэзии как преодоления хаоса, царящего в современной жизни и во внутреннем мире поэта. В эстетике Кокто можно увидеть развитие романтических и символистских представлений о поэте-медиуме и ясновидце. По Кокто, вся вселенная исполнена таинственной энергии, токи которой проходят через поэта и передаются другим людям при его посредничестве. В этом смысле поэт подобен ангелу, приносящему благую весть с небес. Но одновременно поэт — исследователь глубин своего «я».

В 1930 Кокто снял свой первый фильм «Кровь поэта». Он автор сценариев фильмов «Комедия счастья» (1940), «Барон-призрак» (1942, снялся в одной из ролей), «Вечное возвращение» (1943), «Рюи Блаз» (по драме В. Гюго, 1947). За постановку фильма «Красавица и чудовище» (1946) был удостоен престижной премии Деллюка. Участвовал как кинорежиссер и сценарист в экранизации собственных произведений («Двухглавый орел», 1947; «Трудные родители», 1948; «Трудные дети», режиссер Ж. П. Мельвиль, 1950). Вершина кинематографического творчества Кокто — фильмы «Орфей» (1949) и «Завещание Орфея» (1960). В главной роли в дилогии Кокто снял Жана Маре, которого он снимал в своих фильмах постоянно с 1946, во втором фильме снялся сам. Фильмы об Орфее отмечены сложным кинематографическим языком, построенном на культурных ассоциациях, мифах, сюрреалистических приемах и т. д.

После второй мировой войны стал одним из организаторов труппы «Балет Елисейских полей» (1944), где выспупил как либреттист и художник балетов «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха (1946), «Федра» Ж. Орика (в неоклассицистском стиле).

Творчество Кокто может рассматриваться как французская форма эстетизма. Кокто воспринимался как символ интеллектуальной жизни Франции ХХ века.

Соч.: Oeuvres compl?tes. V. 1–11. Lausanne, 1947–1951; Th??tre. V. 1–2. P., 1948; Du cin?matographe. P., 1973; Journal (1942–1945). P., 1989; La Belle et la B?te. P., 1990; в рус. пер. — Портреты-воспоминания. Эссе. М., 1985; Петух и арлекин. М., 2000; Собр. соч.: В 3 т. М., 2001–05.

Лит.: Моруа А. Жан Кокто // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Рыкова Н. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orph?e. La Voix humaine. La Machine ? ?crire. Po?sies. M., 1976; Трыков В. П. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Brosse J. Cocteau. P., 1970; Steegmuller F. Cocteau. Boston, 1970; Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. P., 1989; Touzot J. Jean Cocteau, qui ?tes-vous? Lyon, 1990.

В. П. Трыков, Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Другое. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.

 

Почему купить сертификат специалиста медицинский лучше.