Кокто поэт: поэтические сборники Жана Кокто

Ж. Кокто. Фотопортрет работы Ман Рея, 1922.

Жан Кокто (Cocteau, 5.07.1889–11.10.1963) — видный деятель французской культуры, см. статью: Кокто Жан. Значителен его вклад в поэзию Франции ХХ века.

Первый поэтический сборник Кокто «Лампа Аладдина» («La Lampe d’Aladin», 1909) отмечен влияниями парнасцев, Ш. Бодлера, символистов, особенно П. Верлена.

Стихотворный сборник «Мыс Доброй Надежды» («Le Cap de Bonne-Esp?rance», 1919) посвящен летчику Ролану Гаро, с которым Кокто совершал полеты на аэроплане. Здесь Кокто порывает со стилистикой своих первых стихотворных сборников. В «Мысе» многочисленны реминисценции из Рембо и Аполлинера. Основной мотив сборника — тоска по полноте чувств, невозможной в суровом современном мире. Трагизм любви, острое противоречие между чувством и прозой повседневного, механического существования – таковы главные темы книги.

Поэтический сборник «Стихотворения» («Po?sies», 1920) демонстрирует понимание поэзии  как способности видеть обычное с необычной точки зрения. Отсюда установка на разрушение привычного, разъединение близкого и неожиданное сближение, казалось бы, далекого, но все-таки внутренне связанного.

Поэтический сборник «Словарь» («Vocabulaire», 1922) ознаменовал временное сближение Кокто с сюрреалистической и дадаистской линией в развитии французской поэзии начала XX века. Алогизм, неожиданность сравнений, фрагментарность и несколько нарочитая ассоциативность образов, странные, причудливые соединения которых зачастую превращают стихотворение в фантасмагорию.

Основной темой самого «классического» поэтического цикла «Церковное пение» («Plain-Chant», 1923) является любовь. Сборник отличает строгая композиция: он состоит из трех частей, в каждой из которых по тридцать три стихотворения. Под влиянием своего друга, молодого писателя Раймона Радиге Кокто обращается к классическому стиху. Строгостью ритма и богатством рифмы некоторые стихотворения сборника напоминают создания Ронсара, Дю Белле и Малерба.

Однако при всей классичности стихотворной формы по своему образному строю поэзия Кокто остается по-модернистски усложненной, парадоксальной, в ней господствует игровая стихия, чувствуется  экспериментаторское начало.

В декабре 1923 г. умирает Раймон Радиге. Кокто тяжело переживает эту утрату. Наступает творческий кризис.  В 1925 г. писатель попадает в клинику, где лечится от передозировки  опиума. Он пишет поэму «Ангел Эртебиз», стихи, которые впоследствии войдут в сборник «Опера» («Opera», 1927), стиль которого далек от неоклассицизма «Церковного пения».

В 1951 г. Кокто признается: «Стихотворения «Оперы» — первые, в которых отразилась моя истинная сущность» и объяснит это открытием своей индивидуальной мифологии. В 50-е годы выходит в свет поэтический сборник Кокто «Полутень» (1954).

Стихотворный сборник «Реквием» («Le Requiem», 1962) — поэтическое завещание Кокто. Воспоминания детства, размышления о прожитой жизни, предчувствие смерти – основное содержание книги. Сборник отличается сложной композицией и разнообразием поэтической интонации.

Поэзия Ж. Кокто, при всем своем разнообразии, воспринимается как единое целое, поэтический мир, становление которого отмечено сборниками разных десятилетий долгой творческой жизни писателя.

Соч.: Oeuvres compl?tes. V. 1–11. Lausanne, 1947–1951; в рус. пер. — Собр. соч.: В 3 т. М., 2001–2005.

Лит.: Рыкова Н. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orph?e. La Voix humaine. La Machine ? ?crire. Po?sies. M., 1976; Трыков В. П. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. P., 1989.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: XX век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.

 

 

спрей м 16 противопоказания, by