Кокто драматург: фарсы, драмы, трагедии Жана Кокто

Жан Кокто (Cocteau, 5.07.1889–11.10.1963) — видный деятель французской культуры, см. статью: Кокто Жан. Значителен и своеобразен его вклад в драматургию Франции ХХ века.

В 1921 г. состоялась первая постановка в театре Шанз-Элизе сюрреалистического фарса Кокто «Новобрачные на Эйфелевой башне» («Les Mari?s de la Tour Eiffel», опубл. 1923 г.). Из бытовой сценки драматург извлекает истинную поэзию, заставляя зрителей по-новому, остраненно и с иронией посмотреть на привычное.

Действие разворачивается на первой смотровой площадке Эйфелевой башни, куда приходят в день свадьбы молодожены со своими родственниками. Все это безликие обыватели, говорящие исключительно банальности. Как и положено в подобных обстоятельствах появляется фотограф. Он собирается сфотографировать присутствующих, но вдруг из сломанного аккордеона появляется огромный страус. Но даже это странное событие не может преодолеть автоматизм восприятия и существования персонажей пьесы. Когда наступает время закрывать смотровую площадку, процессия торопится, чтобы успеть вернуться домой на последнем трамвае.

Одним из самых ярких воплощений формирования в традиционных мифологических сюжетах индивидуальной мифологии Кокто стала его одноактная трагедия «Орфей» («Orph?e», напис. 1925, пост. 1926). Это не первое обращение писателя к мифу. Несколько раньше были написаны пьесы «Антигона» («Antigone», 1922) и «Эдип-царь» («Oedipe roi», 1925). Но трагедия «Орфей» занимает в творчестве Кокто особое место, о чем говорит хотя бы тот факт, что впоследствии она будет дважды экранизирована (фильмы «Орфей», 1949; «Завещание Орфея», 1959). «Орфей» — самое личное  произведение писателя, очертившее круг проблем,  которые будут волновать его на протяжении всей жизни, выразившее многие из его интимных переживаний и внутренних конфликтов.

Кокто в духе неоклассицизма модернизирует миф о певце и музыканте Орфее, отправившемся в подземный мир, чтобы увести оттуда свою жену Эвридику. Персонажи облачены в современные костюмы. Действие происходит на вилле Орфея.

Кокто, в отличие от сюрреалистов, никогда не размывает границу между реальным и воображаемым. Он лишь указывает на существование иной реальности, которая в конечном счете является лишь оборотной стороной нашего «я». Достаточно приблизиться к смерти, чтобы ощутить, что окружающая нас реальность, столь зримая и конкретная, — это всего лишь реальность сна, в которой все возможно. Обращение к мифу, сочетание в пьесе символики, фантастики и фарса позволяют Кокто добиться  особой экспрессивности при экономии средств.

В 30-40-х годах в драматургии Кокто происходит переход от авангардного театра к пьесам, в которых использованы сюжеты и приемы «массового» театра и наиболее характерных его жанров — мелодрамы, семейно-бытовой пьесы. Одним из первых образцов такого театра стала одноактная монодрама «Человеческий голос» («La Voix humaine», напис. в 1929, пост. 1930) — пьеса о хрупкости человеческих чувств и об одиночестве человека. В монодраме — один персонаж: женщина, только что пережившая разрыв с любимым, который собирается жениться на другой, последний раз звонит ему по телефону. Она по-прежнему любит его и страдает от любви, ревности и одиночества. Но героиня хочет скрыть свою боль и унижение не только из гордости, но и потому, что не хочет огорчать любимого.  Она лжет, говорит о пустяках, принимает беззаботный тон. Ее истинные чувства выражают не произносимые ею слова, но паузы, речевые ошибки, нетерпение, охватывающее ее, когда вдруг телефонистка прерывает разговор, или раздражение, когда в него из-за технических неполадок вмешиваются чужие люди.

Пьеса «Человеческий голос» открыла Кокто двери Комеди франсез, на сцене которой 17 февраля 1930 г. состоялась ее премьера. «Человеческий голос» опережает все другие пьесы писателя по числу постановок и экранизаций (фильм Р. Росселлини с участием Анны Маньяни, 1947;  опера Ф. Пуленка, 1959 и др.).

Пьеса «Адская машина» («La Machine  infernale», 1934)  основана на мифологическом материале. Обращаясь к мифу об Эдипе, Кокто создает образ Поэта, протестующего против окружающего его уклада жизни, но бессильного одержать нам ним победу. Рок (адская машина) действует неумолимо.

Трехактная пьеса «Трудные родители» («Les Parents terribles», 1938) была написана за восемь дней, отчасти под впечатлением рассказов друга Кокто, известного французского актера Жана Марэ о его юности. «Трудные родители» — своеобразная параллель к «Трудным детям», написанным почти десятью годами раньше.  Но если в «Трудных детях» Кокто интересовало молодое поколение, мир «детей», предоставленных самим себе, то в «Трудных родителях» в центре — мир «взрослых» и отношения родителей и детей.

Тема игры в среде взрослых будет продолжена в драме «Священные чудовища» («Les Monstres sacr?s», 1940). Пьеса показывает закулисную сторону жизни людей искусства, этих «священных чудовищ», которые, не отдавая себе в этом отчета, продолжают играть в жизни.

В 50-е годы выходит в свет сборник небольших пьес Кокто «Карманный театр» — свидетельство все большего отхода от сценической драмы к драме для чтения.

Соч.: Th??tre. V. 1–2. P., 1948; в рус. пер. — Собр. соч.: В 3 т. М., 2001–2005.

Лит.: Моруа А. Жан Кокто // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970; Рыкова Н. Жан Кокто // Cocteau J. Thomas l’imposteur. Orph?e. La Voix humaine. La Machine ? ?crire. Po?sies. M., 1976; Трыков В. П. Кокто // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Brosse J. Cocteau. P., 1970; Touzot J. Jean Cocteau, qui ?tes-vous? Lyon, 1990.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: XX век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Жанры и жанровые генеразизации. — Произведения и герои: Произведения. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.