Клодель Поль

Клодель (Claudel) Поль Луи Шарль (6.08.1868 — 23.02.1955) — французский писатель. Член Французской академии (1946). По профессии дипломат (с 1893 дипломатическая работа в Бостоне, Нью-Йорке, Пекине, Токио, Праге, Риме, Рио-де-Жанейро, Франкфурте, Вашингтоне, Копенгагене, Гамбурге и др.).

В эссе «Мое обращение» Клодель сообщал, что обрел веру в восемнадцатилетнем возрасте. До этого он находился в плену позитивистских представлений: «Я полностью и беспрекословно принимал монизм и механицизм и верил, что все на свете подчинено законам природы, весь мир опутан жесткой цепью причинно-следственных связей, в которых наука не сегодня-завтра окончательно разберется». Большую роль в обращении сыграло творчество А. Рембо («Озарения» и «Одно лето в аду»), потрясение от которого стало для Клоделя переломным событием. Обращение произошло в один миг, как удар молнии, 25 декабря 1886 г. во время рождественской службы в Соборе Парижской Богоматери.

В 1901 г. Клодель выпустил сборник пьес «Дерево», в который включил свои позитивистские юношеские пьесы, переработанные в духе католицизма. Особенно известна пьеса «Золотая голова», где рассмотрены проблемы аморализма (ее первая версия относится к 1889, новая же — к 1895). Другие пьесы: «Город» (1897, первая версия 1890), «Отдых седьмого дня» (1896), «Юная дева Виолена» (1900, первая версия 1890), «Агамемнон» (перевод трагедии Эсхила).

С появлением драмы «Полуденный раздел» (1905) начинается расцвет драматургии Клоделя. Были созданы т. н. трилогия о Куфонтенах: «Залог» (1914), «Черствый хлеб» (1918), «Унижение Отца» (1920); фарс «Медведь и луна» (1917); либретто балета «Человек и его желание» (1917); мелодрама «Женщина и ее тень» (1922); с 1919 по 1924 г. К. работал над драмой «Атласный башмачок», которая подвела итог его зрелого периода.

К позднему периоду относятся «Книга Христофора Колумба» (1930), оратории «Мудрость, или Притча о пире» и «Жанна д`Арк на костре» (1934), пластическая сюита «Камнепад» (1938) и др.

К высшим достижениям Клоделя относится мистерия «Извещение Марии» (1910, пост. 1912), которую автор признавал своим лучшим произведением. Эта мистерия воплотила главные идеи писателя. Действие происходит в XV веке, фоном проходит история возведения Жанной д’Арк (присутствующей на сцене, но не произносящей ни одного слова) дофина Карла на французский престол. Главная героиня — Виолена — совершает чудо: оживляет маленькую дочь своей сестры, что приводит героиню к святости и к гибели от рук завидующей ей сестры, которую, как и других персонажей, она прощает. В пьесу включены литургические тексты и песнопения, все пронизано библейской символикой, аналогами с историей Христа и девы Марии. В итоге проявляется основная мысль Клоделя: жизненные невзгоды перестают быть трагедией, если следовать христианским заповедям и примеру Христа, пожертвовавшего собой ради других людей. Вера, праведность, всепрощение, самопожертвование приводит к апофеозу святости. История Виолены подтверждается историей Франции, которая благодаря благочестию и самопожертвованию Жанны д’Арк обретает короля Карла VII, возведенного на трон в Реймском соборе. Хаос заканчивается, Жанна и Виолена выправляют «вывихнутость века», если воспользоваться образом из «Гамлета» Шекспира (не случайно католические круги увидели в К. «французского Шекспира»). В 1920 мистерию поставил в Советской России А. Я. Таиров, тщательно переработав текст, выбрасывая наиболее религиозные моменты (например, все четвертое действие), проводя антиклерикальную линию. Роль Виолены исполняла гениальная трагическая актриса Камерного театра А. Коонен, в игре которой подчеркивалась мужественность героини в ее борьбе с несчастиями и препятствиями. Чудо воскрешения ребенка утверждало могущество человека, становилось кульминацией спектакля.

Стилю Клоделя присуща риторичность, что снижает психологическую достоверность характеров, но создает торжественность, подобную богослужению (проявляется в драме «Залог», 1911; в поэтическом цикле «Календарь святых», 1925). Клодель написал также сборник очерков «Познание Востока» (1900). Наряду с Ш. Пеги, Ф. Мориаком, Ж. Бернаносом Клодель был ключевой фигурой т. н. «католического возрождения» во Франции ХХ века.

Соч.: Le soulier de satin.P., 1957; Reflexions sur la pо?sie. P., 1963; Mes id?es sur le th??tre. P., 1966; M?moires improvis?s. P., 1969; Figures et paraboles. P.: Les Belles Lettres, 1974; в рус. пер. – Полуденный раздел. М., 1998; Извещение Марии. М., 1999; Капля божественного меда: сборник эссе. М, 2003.

Лит.: Волошин М. Поль Клодель. «Музы» // Волошин М. Лики творчества. Л., 1989; Луначарский А. В. Драма Клоделя // Луначарский А. В. Собр. соч.: В 5 т. Т.5. М.,1965; История западноевропейского театра. Т. 7. М., 1985; Встреча с Клоделем на земле Пушкина. Неизведанная Вселенная: Сб. науч.тр. Н. Новгород, 2005; Гришин Е. В. Религиозная драма Поля Клоделя: эстетика и творчество // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 4/48. Тамбов, 2007; Berton J.-C. Shakespeare et Claudel. Р., 1916; Chonez C. Introduction ? Paul Claudel. P., 1947; Madaule J. Le drame de Paul Claudel. Р., 1964; Marcel G. Regards sur le th??tre de Paul Claudel. Р., 1964; Ganne P. S. J. Claudel: humour, joie et libert?. Р., 1966; Guillement H. Le «converti» Paul Claudel. Р., 1968; Les critiques de notre temps et Claudel. Р.,1970; Lioure M. L? esth?tique dramatique de Paul Claudel. Р., 1971; Becker A. Claudel et interlocuteur invisible. Le drame de l?appel. Р., 1974; Guers M. J. Paul Claudel l?homme interieur. Р., 1986.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век, первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Другое. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Культура.