Карьера Ругонов (роман Э. Золя)

В цикл «Ругон-Маккары» вошли романы «Карьера Ругонов» (1871),

Роман «Карьера Ругонов» (1871) открывает цикл романов французского писателя Эмиля Золя (1840–1902) «Ругон-Маккары», за которым в цикле следуют романы «Добыча» (1871), «Чрево Парижа» (1873), «Завоевание Плассана» (1874), «Проступок аббата Муре» (1875), «Его превосходительство Эжен Ругон» (1876), «Западня» (1877), «Страница любви» (1878), «Нана» (1880), «Накипь» (1882), «Дамское счастье» (1883), «Радость жизни» (1884), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля» (1887), «Мечта» (1888), «Человек-зверь (1890), «Деньги» (1891), «Разгром» (1892), «Доктор Паскаль» (1893).

Роман «Карьера Ругонов» имеет подзаголовок «Происхождение». В цикле «Ругон-Маккары» он является своеобразным прологом, рассказывающим о происхождении семьи Ругон-Маккаров и одновременно о возникновении режима Второй империи. Время действия в романе — декабрь 1851 г. В центре — события государственного переворота, приведшего к власти Луи Бонапарта. Место действия — небольшой провинциальный городок Плассан, ставший в изображении 3оля как бы моделью всего французского общества накануне переворота.

Показывая, какие общественные силы и почему поддержали переворот, 3оля дает серию сатирически выписанных характеров провинциальных буржуа (образы Пьера и Фелисите, Грану, Сикардо, Вюйе). Для 3оля очевидно, что восхождение буржуазии к власти замешано на крови невинных людей.

Трусость и подлость Пьера Ругона и ему подобных позволили утвердиться режиму Второй империи, которую Золя назовет «эпохой безумия и позора» во Франции.

В последующих романах — «Добыча», «Чрево Парижа», «Его превосходительство Эжен Ругон» — показано продвижение к власти во Второй империи проходимцев и авантюристов вроде Аристида Саккара или Эжена Ругона, обрисована та среда, которая стала опорой нового режима — мелкая торговая буржуазия, урвавшая свою долю добычи от милостей Империи, все эти «толстые», самодовольные и ограниченные мещане (семейство Кеню в «Чреве Парижа»).

Уже в этих первых романах сказалась одна особенность стиля 3оля: сочета­ние детализированного описания с образом-сим­волом, концентрирующим в себе основной смысл картины. Таковы, например, описание зимнего сада в доме Саккара в «Добыче» и картина цен­трального рынка в «Чреве Парижа».

Роман «Карьера Ругонов» стал отправной точкой в реализации замысла романного цикла, принесшего Золя мировую известность.

Лит.: Кучборская Е. П. Реализм Эми­ля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искус­ства XIX в. во Франции. М., 1973; Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ру­гон-Маккары»: Художественное и идейно-философское единство.  Саратов, 1984; Трыков В. П. Золя // Зарубежные писатели: в 2 ч. М., 2003. Ч. 1.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Натурализм. — Произведения и герои: Произведения.

 

Венеция металлочерепица цена.