Камю Альбер

Камю (Camus) Альбер (7.11.1913, Мондови, Алжир, — 4.01.1960, Вильблевен, деп. Йонна, Франция) — французский писатель, мыслитель и мо­ралист. Родился в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего Люсьена Камю. Мать — Катрин Сантес, испанка по происхождению. Когда Камю не бы­ло еще года, от тяжелого ранения, полученного в битве на Марне, умирает отец. Мать Камю с дву­мя детьми переезжает в Алжир, где устраивает­ся уборщицей.

В 1918 г. Камю отдан в начальную школу Белькура. Окончив ее с отличием, учится в Алжир­ском лицее на стипендию, которую выхлопотал для него его школьный учитель Луи Жермен. В лицее (1923–1932) Камю знакомится с трудами Ницше, с книгами  А. Жида, М. Барреса, А. Мальро,   М. Пруста. Одним из любимейших его писателей становится Ф. М. Достоевский.

В 1930 г. Камю заболевает туберкулезом, почти год лежит в больнице, после чего возвращается в лицей. В 1931 г. в классе философии Камю знакомится с молодым преподавателем философии и литературы Жаном Гренье, оказавшим огром­ное влияние на духовное становление будущего писателя и став­шим впоследствии его наставником и другом. Благодаря Ж. Гренье Камю знакомится с идеями религиозного экзистенциализма, определяется его интерес к философии.

Осенью 1932 г. Камю поступил на филологиче­ский факультет Алжирского университета, где упорно занимался, совмещая занятия в универ­ситете с работой. С увлечением изучает труды Кьеркегора, Шопенгауэра, Шпенглера, Шестова. В журнале «Юг» опубликованы небольшие заметки Камю, написанные по совету Жана Гренье: «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Фи­лософия века», эссе «Бред», «Сомнения», «Иску­шение лжи», «Пожелание», «Возвращение к са­мому себе». Первые заметки и эссе Камю при всей их незрелости содержат некоторые важные мотивы: анархический бунт против общественных условностей, уход в мир грез, принижение ра­ционального начала в искусстве. В целом пер­вые произведения Камю отражают кризисное состояние духа, характерное для значительной части европейской интеллигенции после первой мировой войны.

Осенью 1935 г. Камю вступает в алжирскую сек­цию коммунистической партии Франции. Он рассматривает коммунизм как «первый шаг, как аскезу, подготавливающую почву для более ду­ховной деятельности». По поручению партии ве­дет пропагандистскую работу среди мусульман.

В 1936 г. Камю возглавил Театр труда, где вы­ступил как режиссер, актер и автор.   В театре были поставлены «Каменный гость» А. С. Пуш­кина, «Братья Карамазовы»   Ф. М. Достоевского, «На дне»  М. Горького, пьесы по произведени­ям А. Жида, А. Мальро и др.

В 1937 г. Камю выходит из коммунистической партии.

В том же году он выпустил сборник эссе «Из­нанка и лицо» («L’Envers et l’Endroit»), главной проблемой которого ста­новится вопрос об обретении личностью достоин­ства в абсурдном мире. Камю говорит жизни «да», несмотря на абсурдность бытия, ибо нужно «быть самому вечной радостью становления…». Создавая в сборнике лирических эссе «средизем­номорский миф», Камю стремится уйти от хаоса ис­тории в мудрость природы.

В 1938 г. Камю занялся журналистской деятель­ностью в газете «Альже репюбликен» и парал­лельно продолжает литературную работу, пишет философскую драму «Калигула» («Caligula», 1944), повесть «Посторонний» («L’?tranger», 1942), эссе «Достоевский и самоубийство», во­шедшее впоследствии в «Миф о Сизифе» под на­званием «Кириллов», заканчивает работу над романом «Счастливая смерть» («La mort heureu­se», 1971). Во время оккупации фашистами Франции Камю ведет подпольную работу в организации «Комба».

Роман (часто называемый повестью) «Посторонний» имел огромный успех, надолго став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX века. Он получил высокую оценку критики. См. статью: Посторонний (роман А. Камю); Мерсо (персонаж романа А. Камю).

Отмечая внешне бесстрастный тон повествования в «Постороннем»,    Р. Барт говорил о «нулевом градусе письма» в повести. Действительно, Камю убежден, что жизнь проста, что люди все усложняют, а поэтому и говорить о ней надо просто, без метафор, намеков, слож­ных культурных реминисценций, за которыми стремление убежать от осознания трагизма че­ловеческого удела.

Этапным д,ля Камю произведением стала книга «Миф о Сизифе» («Le mythe de Sisyphe», 1942), завершающая первый период в творчестве писа­теля. «Миф о Сизифе» имеет подзаголовок: «Эс­се об абсурде». Проблемы абсурда и «верховно­го самоубийства» как выражение человеческого бунта против него становятся центральными в этом цикле. В «Мифе о Сизифе» Камю дает опре­деление абсурда: «Сам по себе мир попросту не наделен разумом: это все, что можно о нем ска­зать. Но столкновение этой иррациональности с отчаянным желанием ясности, зов которой раз­дается в глубинах человеческого существа, — вот что абсурдно. Абсурд зависит столько же от че­ловека, сколько и от мира».

Абсурд влечет за собой бунт против Бога и человеческого удела. Предтечей экзистенциа­листов в разработке этой проблематики Камю счи­тает Ф. М. Достоевского. Один из персонажей «Бесов» Кириллов трактуется французским писателем как «человек абсурда», для которого самоубийство стало единственным средством освободиться от муки абсурдом. Кириллов—логический самоубийца: если жизнь не имеет смысла, то не имеет смысла ее проживать.

Однако существенно, что для Камю признание абсурда — это не конечный вывод, но лишь на­чальная точка в искании истинных ценностей.

См. статью: Миф о Сизифе: книга эссе А. Камю и Ф. М. Достоевский (статья Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова).

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула». Непосредственным истори­ческим источником сюжета является сочинение римского историка и писателя I в. н. э. Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельст­ву Кристиан Галендо, в 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно говорил о нем и глав­ным образом его «играл».

В процессе художественной обработки исто­рического материала Камю отказывается от конк­ретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как носителя метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства». В 1958 г. в предисловии к амери­канскому изданию сборника пьес Камю писал: «Ка­лигула» — это история верховного самоубийст­ва. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашает­ся умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».

Потеряв любимую женщину, молодой император осознает простую истину: «Люди умирают и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить Калигула. Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны. Постижение абсурдности жизни делает из доброго и созерцательного Калигулы жестокого тирана, убивающего своих подданных.

В финале пьесы Калигула терпит поражение. Он осознает свою неправоту и потому сам обрекает себя на смерть. Зная о готовящемся заговоре, он ничего не делает, чтобы предотвратить его. «Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя»,— писал впоследствии Камю.

См. статью: Калигула (пьеса А. Камю).

Роман «Чума» («La peste», 1947) — самое крупное из прозаических произведений Камю. По выходе в свет роман был отмечен премией критики. Французский критик  Г. Пикон писал: «В этом стройном произведении, столь безмятежном на вид, звучит много различных голосов. В нем уживаются одновременно абсурд и бунт, безразличие и страсть, холодность и восторженность, отвлеченность и чувственность, ощущение вечного и сиюминутного…».

См. статью: Чума (роман А. Камю).

Второй период творчества Камю завершает его философская работа «Бунтующий человек» («L’homme r?volt?», 1951), в которой писатель прослеживает историю идеи бунта. Писатель последо­вательно рассматривает «метафизический», «ис­торический» бунт, «бунт и искусство». Исходным пунктом его философии остаются абсурд и выте­кающий из него бунт. Однако в «Бунтующем че­ловеке» дана несколько иная трактовка бунта, нежели в «Мифе о Сизифе». Бунт отныне не про­сто «отказ от примирения» и «зрелище человече­ской гордыни», некое абсолютное отрицание, чреватое вседозволенностью, но требование че­ловеческой солидарности, признание ценности «другого». «В бунте человек воссоединяется с другими людьми, и с этой точки зрения челове­ческая солидарность является метафизиче­ской», — писал Камю. Таким образом, в «Бунтующем человеке» «индивидуальная ценность личности обретает об­щечеловеческое значение и смысл» (К. М. Дол­гов).

В сб. рассказов «Изгнание и царство» («L’exil et le royaume», 1957) Камю вновь призывает пре­зреть суетность повседневной жизни, одолеть в себе косность привычного существования и слиться с «нежным безразличием природы». Критика встретила сборник доброжелательными отзывами. Г. Пикон отмечал «материальную ве­сомость», появившуюся в новеллах сборника, столь отличную от абстрактности и аллегорично­сти предшествующих произведений  писателя.

В 1956 г. была опубликована повесть Камю «Па­дение» («La chute»). Первоначально он предпо­лагал включить ее в состав «Изгнания и царст­ва», но значительные размеры повести изменили его намерение.

«Падение» — произведение позднего Камю, от­разившее существенные особенности его творче­ской эволюции. В повести заметна некоторая смятенность писателя, нечеткость его авторской позиции. Она представляет собой исповедь «ложного пророка», человека умного, но бесчест­ного, пытающегося собственный нравственный проступок оправдать всеобщей, по его убежде­нию, низостью и порочностью. Герой Камю — двули­чен: он желает казаться порядочным, не будучи таковым. Его главная забота — оправдать себя, а главное качество, по выражению автора, — неспособность любить.

Как отмечал исследователь творчества С. И. Великовский, в «Падении» Камю учиняет рас­праву над собственным мировоззрением, кото­рая «неизбежно устраняла заслоны, оберегав­шие его былой гуманизм от поглощения болез­ненным скепсисом и мизантропией».

В 1957 г. Камю становится лауреатом Нобелев­ской премии по литературе. Премия была при­суждена писателю «за его значительную литера­турную деятельность, которая с чрезвычайной проницательностью осветила проблемы челове­ческой совести в нашу эпоху».

Выступая по случаю вручения ему Нобелев­ской премии с речью, получившей название «Шведской речи» («Discours de Su?de», 1958), писатель изложил основные положения своей эстетики. Он возлагает на художника ответственность за все, что происходит вокруг. Он отмечает воз­растающую роль искусства и художника в со­временном мире. Назначение искусства Камю видит в «отрицании лжи и сопротивлении угнетению».

В 1959 г. Камю осуществляет инсценировку «Бе­сов» Достоевского.

Камю погиб в автомобильной катастрофе 4 янва­ря 1960 г. Ф. Мориак, говоря о месте писателя в совре­менной культуре, отмечал: «Молодой человек жаждет моральных наставлений… И заслуга Ка­мю состоит именно в том, что он удовлетворяет эту потребность».

См. статью: Камю Альбер: Хроника жизни и творчества.

Соч.:  Th??tre. R?cits. Nouvelles. P., 1962 (Bibl. de la Pl?iade); Essais. P., 1965 (Bibl. de la Pl?iade); Carnet I, mai 1935 ? f?vrier 1942. P., 1962; Carnet II, janvier 1942 ? mars 1951. P., 1964; Correspondance 1932–1960. P., 1982; в рус. пер. — Избранное. М., 1969; Сочинения. М., 1989; Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990; Творчество и свобода: Статьи, эссе, записные книжки. М., 1990; Соч.: В 5 т. Харьков, 1998; Записные книжки. М., 2000.

Лит.: Евнина Е. М. Современный французский роман. М., 1962; Великовский С. И. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, философскя эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973; Кушкин Е. П. Альбер Камю. Ранние годы. Л., 1982;  Барт Р. Нулевая степень письма // Барт Р. Семиотика.  М., 1983. С. 306–349; Долгов К. М. От Кьеркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура. М., 1990; Фокин С. Л.  Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб., 1999; Трыков В. П. Камю // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 496–500; Луков Вл. А. Драма Альбера Камю «Калигула» // Зарубежная литература ХХ века: Практикум / 4-е изд. М., 2004. С. 297–313; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Горизонты истории идей и ключевых слов: поиск собеседника в едином поле литературы. «Миф о Сизифе» Альбера Камю и Ф. М. Достоевский // Горизонты гуманитарного знания: Колл. монография. М., 2011. С. 250–265; Lupp? R.  Albert Camus. P., 1957; Quilliot R. La mer et les prisons. P., 1970; Crochet M. Les mythes dans l’?uvre d’A. Camus. P., 1975; Moreau J.-L. Camus, l’intouchable. Pol?miques et complicit?s. P., 2010.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности.

 

 

 

 

 

 

Купить ремень приводной для porsche