Камю Альбер: Хроника жизни и творчества

1913

7 ноября. — Альбер Камю  (Albert Camus, 1913–1960) родился на ферме Сен-Пол близ г. Мондови (Алжир, деп. Константина) в семье Люсьена Камю, француза, сельскохозяйственного рабочего, и испанки Катрин Сантес.

1914

Сентябрь. — Умирает отец Альбера, солдат первой мировой войны, смертельно раненный в сражении на Марне, семья переезжает в г. Алжир.

1923

Камю окончил с отличием начальную школу Белькура (пригород г. Алжира) и поступил в Алжирский лицей Бюжо.

1932

Начало литературной деятельности. Первые опыты Камю опубликованы в лицейском журнале «Юг».

Осень. — Камю поступил на филфак Алжирского университета.

1933

Камю женился на студентке Симоне Гиэ. Читает философские труды Шопенгауэра, Кьеркегора, Шпенглера, произведения Достоевского. Пишет эссе «Диалог Бога со своей душой», «Искусство как причастие» и др., стихотворную «Поэму о Средиземном море».

1934

Осень. — Камю увлекается радикализмом, вступает в компартию.

Декабрь. — Эссе «Голоса бедного квартала» (о бедственном положении жителей Белькура).

1935

Июнь. — Камю — лиценциат по литературе и философии.

Камю организовал передвижной «Театр Труда», где выступил как актер, режиссер и драматург (обработал для сцены трактат А. Жида «Возвращение блудного сына», написал в соавторстве с Буржуа пьесу «Восстание в Астурии» — запрещена цензурой). Начал писать эссе, впоследствии вошедшие в сборник «Изнанка и лицо».

1936

Камю начал работать над «Мифом о Сизифе» и романом «Счастливая смерть».

Развод с женой.

1937

Ноябрь. — Камю вышел из компартии, создает театр «Экип». Опубликован сборник эссе 1935–1937 гг. «Изнанка и лицо».

1938

В Алжире вышел сборник эссе «Брачный пир». Камю работает в левой газете «Альже репюбликен» («Республиканский Алжир»).

Камю закончил роман «Счастливая смерть» (опубл. посмертно, в 1971 г.). Главный герой романа — больной туберкулезом служащий Патрис Мерсо — завладевает состоянием убитого им богача и перед смертью обретает счастье в своей вилле на берегу моря. Сюжет дает повод для философских построений экзистенциалистского толка.

1939

Январь. — Завершена первая редакция драмы «Калигула». Историю о кровавом тиране римском императоре Калигуле (1 в. н. э.) Камю превратил в рассказ о носителе метафизического бунта. (Камю писал о драме: «Калигула» — это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей»).

В связи с началом второй мировой войны закрылся театр «Экип». Камю отказывают в призыве на фронт по состоянию здоровья.

1940

Май. — За несколько дней до оккупации Парижа фашистами Камю заканчивает рукопись романа «Посторонний». Герой романа Мерсо — экзистенциалистский вариант «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо. Разорвав связи с обществом, он живет, повинуясь инстинктам, и почти бессознательно совершает убийство. Во второй части романа это событие предстает в кривом зеркале судебного разбирательства. Перед казнью (экзистенциалистская «пограничная ситуация»), Мерсо выбирает свободу знать, что мир абсурден. Писатель выбирает форму притчи и вырабатывает особый стиль, который Р. Барт определил как «нулевой градус письма».

Декабрь. — Камю женится на Франсин Фор.

1941

Февраль. — Окончен «Миф о Сизифе», сборник эссе, завершающий трилогию об абсурде (начатый «Калигулой» и «Посторонним»). В сборнике проблемы абсурда и «верховного самоубийства» как выражения человеческого бунта против него становятся центральными.

1942

Камю участвует в движении Сопротивления.

Июль. — Опубликован роман «Посторонний».

1943

Первое и второе «Письма к немецкому другу». Камю печатается в подпольной газете «Комба» («Борьба»).

1944

Камю — главный редактор «Комба».

Август. — Премьера пьесы Камю «Недоразумение» в Париже.

Камю закончил новый вариант «Калигулы».

 

1945

Сентябрь. — Премьера «Калигулы» в Париже (Калигула – Жерар Филип).

У Камю родились двое близнецов.

1946

Камю закончил роман «Чума», о котором писал: «Явное содержание «Чумы» — борьба европейского Сопротивления против фашизма». Одновременно это роман-притча о человеческом существовании, в нем развиваются мотивы абсурдности бытия, свободы человека, его выбора перед лицом смерти. Сюжет — хроника борьбы с чумой в Оране — приводит читателей к выводу, что «есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».

1947

Июнь. — Опубликован роман «Чума», доработанный автором.

Камю уходит из газеты «Комба».

1948

Октябрь. — Премьера и публикация пьесы «Осадное положение».

1949

Июль-август. — Поездка Камю по Южной Америке.

Премьера в Париже и публикация пьесы «Праведные».

1950

Опубликован сборник «Злободневные заметки» (1) (вошли публицистические статьи 1944–1948 гг.).

1951

Ноябрь. — Трактат «Бунтующий человек» (опубликован в том же году), где Камю развивает мысль о спасительной «средиземноморской мере», резко критикует коммунизм.

1952

Статья «Художник в тюрьме» об О. Уайльде.

Разрыв Камю с Ж.-П. Сартром и его последователями в ответ на их критику «Бунтующего человека».

1953

Вышел сборник «Злободневные заметки» (2) (публицистика 1948–1953 гг.). Возникновение замысла повести «Падение».

1954

Опубликован сборник эссе «Лето».

1955

Выступление по радио с речью «За Достоевского».

1956

Окончена и опубликована повесть «Падение». Сюжет построен как раскрытие героем — представителем целого поколения, освоившего плоды современной цивилизации, — своего сохраняемого в тайне даже от себя изъяна: неспособности любить.

1957

Выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

Камю присуждается Нобелевская премия по литературе.

10 и 14 декабря. — Речь Камю в Стокгольме на церемонии вручения Нобелевской премии и публичная лекция «Художник и его время» (составили так называемые «Шведские речи»).

1958

Последние уточнения текста «Калигулы». «Злободневные заметки» (3) — алжирские хроники 1939–1958 гг., «Шведские речи».

1959

Премьера инсценировки романа Достоевского «Бесы», сделанной Камю.

1960

4 января. — Камю, возвращаясь в Париж, погиб в автомобильной катастрофе близ Вильблевена (деп. Йона).

Соч.: в рус. пер. — Избранное: Пер. с фр. / Предисл. С. Великовского. М.: Прогресс, 1969; Сочинения / Сост., вступ. статья В. А. Лукова; комм. В. А. Лукова, В. П. Трыкова. М.: Прометей, 1989. (Библиотека преподавателя педвуза); Избранное: Сборник. Пер. с фр. / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Радуга, 1989. (Мастера современной прозы); Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. / Общ. ред., сост. и предисл. А. М. Руткевича. М.: Политиздат, 1990. (Мыслители ХХ века).

Вл. А. Луков, М. В. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Этапы литературного процесса: ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели современности.

 

 

Портал госуслуг Москвы и Московской области.