Калигула (пьеса А. Камю)

Пьеса выдающегося представителя французского экзистенциализма Альбера Камю (1913–1960) «Калигула» («Caligula», 1944) Проблеме метафизического бунта посвящена. В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как человека абсурда и носителя метафизического бунта.

Потеряв любимую женщину, молодой император Калигула открывает простую истину: «Люди умирают, и они несчастны». Калигулу раздражает успокоительная ложь, которая его окружает. Он стремится к абсолюту, хочет «жить по правде». Но абсолют недостижим, как недостижима луна, которую хочет заполучить герой. Император хочет изменить существующий порядок бытия. Его власть и свобода беспредельны. Открытие абсурдности жизни превращает доброго и созерцательного Калигулу в жестокого тирана, убивающего своих подданных.

В финале пьесы Калигула терпит поражение. Осознав свою неправоту, он обрекает себя на смерть. «Если правда Калигулы — в его бунте, то его ошибка — в отрицании людей. Нельзя все разрушить, не разрушив самого себя», — писал Камю. На театральных подмостках пьеса была поставлена в 1945 г.

Первое упоминание имени Калигулы встречается на страницах «Запис­ных книжек» А. Камю в январе 1937 г.: «Калигула, или Смысл смерти. 4 акта». В январе 1939 г. Камю завершил первую редакцию драмы «Калигула» («Caligula»), самого значительного из его драматургических произведений. Историю о кровавом тиране римском императоре Калигуле (12–41 гг. н. э.), который отличался чрезвычайной жестокостью и властолюбием, что вы­зывало недовольство сената и преторианцев, убивших его, писатель превратил в рассказ о носителе метафизического бунта. Камю писал о драме: «Калигула» — это история верховного самоубийства. История, которая в высшей степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в одиночку и что нельзя быть свободным против других людей». Непосредственным историческим источником сюжета является сочине­ние римского историка и писателя I в. н. э. Светония «О жизни двенадцати цезарей». По свидетельству Кристиан Галендо, «…В 1937 г. Камю читал «Калигулу» Светония. Он был очарован этой личностью. Он постоянно гово­рил о нем и главным образом его «играл». Существует несколько редакций пьесы, сравнительный анализ которых позволяет проследить развитие замысла А. Камю, сделать вывод о сложно­сти и противоречивости авторского отношения к герою, его философии. В первой редакции пьеса называлась «Калигула, или Игрок» и со­стояла из трех актов, имевших следующие названия: «Отчаяние Калигу­лы», «Игра Калигулы», «Смерть Калигулы». Публикации пьесы помешало начало второй мировой войны. В разгар войны, в 1941 г. Камю снова возвращается к пьесе и создает ее вторую редакцию. В ней пьеса открывается эпиграфом: «Нужно быть экономом или Цезарем. Калигула». Вторая редакция дополнена актом «Божество Калигулы», который стал третьим актом пьесы, а также приводимыми ниже замечаниями автора по поводу декораций и примечаниями:

«Декорации. Не имеют большого значения. Все допустимо, кроме «рим­ского» стиля. Действие первого, третьего и четвертого актов происходит в зале императорского дворца. Необходимы зеркало (величиной в человече­ский рост), гонг и кресло-лежанка. Действие второго акта происходит в трапезной Хереи.

Примечание 1. Калигула очень молодой человек. Он не столь некрасив, как обычно думают.

Примечание 2. Кроме «фантазий» Калигулы, ничто не претендует на историческую точность. Его слова подлинны, их использование — нет».

В качестве примера, подтверждающего эту мысль А. Камю, можно при­вести предсмертные слова Калигулы: «Я еще жив!» Это — подлинные слова исторического Калигулы, но в пьесе происходит как бы приращение к ним смысла, они приобретают философское и предостерегающее звучание: смерть тирана не означает еще смерти его «идеи».

Кроме этих двух вариантов пьесы существуют еще варианты 1944 и 1947 гг. Пьеса была опубликована в 1944 г. Премьера «Калигулы» состоялась 25 сентября 1945 г. в парижском театре Эберто (постановка Поля Эттли). Роль Калигулы исполнял Жерар Филип. Образ Калигулы вызвал у зрителей закономерные ассоциации с Гитлером, хотя, как справедливо отмечают исследователи творчества А. Камю, при написании текста Камю был да­лек от замысла создать пьесу с историческим ключом, в метафизиче­ском истолковании Камю конфликт оторвался от реальной почвы.

Пьесу «Калигула» правомерно относить к жанру трагедии, какой она предстала в литературе ХХ века.

Текст: Caligula. P., 2011;  в рус. пер. — Калигула / Пер. с фр. Вл. А. Лукова, В. П. Трыкова // Камю А. Сочинения / Сост., вст. ст. Вл. А. Лукова; комм. Вл. А. Лукова, В. П. Трыкова. М.: Прометей, 1989. С. 335–387. (Библиотека преподавателя педвуза).

Лит: Великовский С. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю. М., 1973; Луков Вл. А. Драма Альбера Камю «Калигула» // Зарубежная литература ХХ века: Практикум / Сост. и общ. редакция Н. П. Михальской и Л. В. Дудовой; 4-е изд. — М.: Флинта; Наука, 2004. — С. 297–313.

Вл. А. Луков, В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм. — Произведения и герои: Произведения.