Ириарте Шарль и журнализм

Шарль Ириарте (фр. Charles Yriarte; 5.12.1832, Париж, — 10.04.1898) — французский художник-график, писатель, журналист.

Ириарте происходил из испанской семьи. Он родился в Париже, учился архитектуре в Школе изящных искусств, в 1856 г. получил должность инспектора национальных приютов. Но больше его привлекала литературная работа (он много переводил с испанского языка), он был великолепным рисовальщиком. Сочетание этих качеств помогло ему в его журналистской деятельности, когда он в качестве репортера журнала «Мир в иллюстрациях» («Le Monde Illustr?») оказался в составе испанских войск, проводивших военную операцию в Марокко. Вернувшись в Париж, Ириарте в 1862 г. стал редактором этого издания.

Ириарте сотрудничал и с другими периодическими изданиями, среди которых были такие авторитетные, как  «Парижская жизнь» («Vie Parisienne»), «Фигаро» («Figaro»).

Многочисленные сочинения Ириарте отмечены журналистской наблюдательностью, остроумием, легкостью стиля (иногда выходившие под псевдонимами «Junior» или «Marquis de Villemer»). Их характерная форма — серии (очерков, путевых заметок и т. д.), в чем отразилась их предназначенность для газетно-журнальной публикации. В очерках и рисунках предстают Испания и Марокко, Далмация и Истрия, Босния и Герцеговина. Нашли отражения и исторические события во Франции: франко-прусская война и Парижская коммуна. В сериях очерков, книгах, написанных Ириарте в последние два десятилетия его жизни, особенно ярко обрисована Италия, ее города (Флоренция, Венеция), исторические деятели (Цезарь Борджиа), художники (Мантенья), вечные литературные образы (Франческа да Римини).

Стиль Ириарте может рассматриваться как реализация принципа журнализма, вокрег которого формируется документалистско-журналистская жанровая генерализация.

Соч.: La soci?t? espagnole. P., 1861; Sous la tente, souvenir du Maroc P., 1862; Paris grotesque, les c?l?brites de la rue 1815–1863. P., 1864, 2-?me ?d. — 1868; Les cercles de Paris, 1828–1864. P., 1865; Portraits parisiens. P., 1865; Nouveaux portraits parisiens. P., 1869; Goya, sa vie, son oeuvre. P., 1867; Portraits cosmopolites und Tableaux de la guerre. P., 1870; Les Prussiens ? Paris et le 18 mars. P., 1871; Campagne de France 1870–1871. P., 1871; Les princes d’Orleans. P., 1872; Le Puritain. P., 1873; L’Istrie et la Dalmatie. P., 1874; Bosnie et Herz?govine: souvenirs de voyage pendant l’insurrection. P., 1876; Venise: l’histoire, l’art, l’industrie, la ville et la vie. P., 1877; Les bords de l’Adriatique. P., 1878; Florence. P., 1880; Un condotti?re au XV si?cle: Rimini. P., 1882; Fran?oise de Rimini. P., 1883; Matteo Civitali. P.,1885; C?sar Borgia: Vol. 1–2. P., 1889; Mantegna. P., 1901.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Жанры и жанровые генерализации; Литературные термины. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: История; Культура; Журналистика.