Импрессионизм: рождение термина (новость от 15.04.2012)

 

15 апреля 1874 г. в парижской фотоателье на бульваре Капуцинов, принадлежавшей знаменитому фотографу Надару (Nadar; настоящее имя — Гаспар Феликс Турнашон, Gaspard-F?lix Tournachon; 6.04.1820 — 21.03.1910) состоялось открытие первой выставки импрессионистской живописи, в которой приняли участие тогда никому не известные Моне, Ренуар, Писарро, Сезанн, Дега (всего 30 художников, 165 произведений).

 

Выставленная Моне картина «Впечатление. Восход солнца» («Impression, soleil levant», 1872) вызвала у некоторых посетителей выставки особое раздражение. Журналист Луи Леруа из журнала «Шаривари» dshfpbk свое  презрение к участникам выставки, назвав всех художников нового направления «импрессионистами». Те же, принимая вызов, использовали оскорбительное слово для самоназвания, которое в дальнейшем закрепилось в истории мировой культуры.

Если более ранние эпизоды привлечения внимания к новому подходу в живописи вызывали скандалы (например, выставленная в Салоне Отверженных 1863 г. картина Э. Мане «Завтрак на траве»), то выставка в мастерской Надара стала исходной точкой признания импрессионистов.

Лит.: Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов 1863–1883. М., 1999; Серюлль М., Серюлль А. Энциклопедия импрессионизма. М., 2005.

Илл.: Фотоателье Надара в Париже, 1860; Клод МонеВпечатление. Восход солнца. 1872музей Мармоттан-МонеПариж.

МЛ

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Историко-культурный контекст: Культура; Журналистика.