Гюго Виктор

 

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 26.02.1802, Безансон, — 22.05.1885, Париж) — великий французский писатель,  вождь французского романтизма, его теоретик. На рубеже XIX–XX веков сыграл видную роль в утверждении неоромантизма во Франции.

Виктор Гюго родился в Безансоне, в семье наполеоновского генерала. В Мадриде, где отец Гюго был губернатором, родители разорва­ли отношения. Мать Виктора уехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали из него роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему близок классицизм. Под влиянием Ламартина и Шатобриана Гюго переходит на позиции романтизма. Начинается первый этап его творчества (1820–1850). В 1822 г. он издал оды, к которым затем добавил баллады. В предисловиях к сборнику «Оды и баллады» («Odes et po?sies diverses», в изд. 1826 г. —«Odes et Ballades») поэт объяснил свое понимание этих двух жанров. В классицистическом жанре оды он находит черты, сближающие оду с романтической поэзией. Если в оде будет передано движение мысли, которое определит композицию и будет связано с развитием сюжета, если использовать не античные, а христианские образы, то «ода могла бы вызвать тот же интерес, что вызывает драма». Баллады же — совсем романтический жанр, «это причудливые поэтические наброски: живописные картины, грезы, рассказы и сцены из жизни, легенды, порожденные суеверием, народные предания».

Романтическая реформа, в которую включился Гюго, с особой силой проявилась в сборнике «Восточное» («Les Orientales», 1828). В отличие от Ламартина лирическим героем Гюго становится не созерцатель, а деятель. В области поэтического стиля реформа Гюго выразилась в требовании заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств.

На протяжении всей жизни Гюго стремился к теоретическому осмыслению романтизма. В предисловиях к «Одам и балладам» разных лет издания поэт обосновывает реформу в поэзии, обращение к романтическому жанру баллады, «романтизацию» классицистической оды. Подлинным манифестом французского романтизма стало «Предисловие к “Кромвелю”» («Pr?face de Cromwell», 1827). Изложенная в нем теория романтической драмы послужила писателю основой для создания новаторских произведений — драм «Марьон Делорм» («Marion Delorme», 1829), «Эрнани» («Hernani», 1830, премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX века, был нанесен сокрушительный удар по классицизму и реакции), «Король забавляется» («Le roi s’amuse», 1832), «Рюи Блаз» («Ruy Blas», 1838). В драмах Гюго складывается тип романтического характера и конфликта, проблематика, композиция, язык, определившие ли­цо французской романтической драмы. Триумф «Рюи Блаза» свидетельствовал об утверждении романтической драмы на сцене. Важны и поздние работы Г. («Вильям Шекспир» — «William Shakespeare», 1864; и др.).

Гюго рано начал писать прозу (романы «Ган Исландец» — «Han d’Islande», 1823; «Бюг Жаргаль» — «Bug-Jargal», 1826; психологический этюд «Последний день приговоренного к казни» — «Le Dernier Jour d’un condamn?», 1829; и др.). В романе «Собор Парижской богоматери» («Notre-Dame de Paris», 1831) Гюго разрабатывает тип романтического исторического романа, отличный от романов В. Скотта. Он не стремится к де­тальной точности; исторические лица не занимают центрального места в романе. Цель Гюго — передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для Гюго указать на внеисторические свойства людей, вечную борьбу добра и зла.

Второй этап творчества Гюго (1851–1870) — это время изгнания поэта из Франции. Так он расплатился за участие в Февральской революции 1848 г. и нежелание поддержать государственный переворот Луи Наполеона Бонапарта, объявившего Францию империей, а себя императором Наполеоном III. В его творчестве резко усиливается политическая, социальная направленность, утверждается ораторская, обличительная интонация (памфлет против Наполео­на III «Наполеон малый» — «Napol?on le Petit», сборник «Возмездие» — «Les Ch?timents», 1853).

Роман «Отверженные» («Les Mis?rables») Гюго писал в течение 20 лет. Он вышел в свет в 1862 г. Это лучший роман писателя. По жанру «Отверженные» — социально-романтический роман-эпопея. В романе синтезируются романтические тенденции с влиянием достижений критического реализма. Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. Писатель показывает беспощадность эксплуатации человека человеком (образ семейства Тенардье, угнетающего маленькую Козетту), несправедливость суда (история Жана Вальжана), он рисует политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), революции (восстания французского народа в 1830–1840-х годов), жизнь различных слоев общества. В романе каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра. В 1860-е годы Гюго пишет романы «Труженики моря» («Les Travailleurs de la mer», 1866), «Человек, который смеется» («L’Homme qui rit», 1869). Оба романа сохраняют романтическое звучание. В поздней прозе Гюго формировался сложный комплекс идей и образов, который станет во многом характерным для французской литературы, входящей в Новейшую эпоху своей истории.

Третий период (1870–1885) относится к этой Новейшей эпохе. Он открывается возвращением Гюго в Париж  в день провозглашения Франции республикой (4.09.1870). Его встречают как национального героя. Он активно участвует в патриотическом сопротивлении народа прусским захватчикам в ходе франко-прусской войны. В 1872 г. Гюго опубликовал сборник стихов «Грозный год» («L’Ann?e t?rrible»). Это дневник в стихах, охватывающий период с августа 1870 по июль 1871. Наряду с ораторским стилем, свойственным стихам, в которых разоблачаются развязавший войну Наполеон III, буржуазия («Седан», «Капитуляция» и др.), появляются и лирически окрашенные стихи, в которых чувствуется растерянность поэта перед грандиозными историческими событиями. В последние годы жизни Гюго работает над романом «Девяносто третий год» («Quatrevingt treize», 1874), поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой» («L’Art d’?tre grand-p?re», 1877), «Легенда веков» («La L?gende des si?cles», многолетняя работа над этим произведением была завершена в 1883 г.), сатирическими поэмами «Папа» («Le Pape», 1878), «Осел» («L’?ne», 1880) и др., в 1882 г. публикует драму «Торквемада» («Torquemada»), вызвавшую возмущение реакционной прессы своим разоблачением религиозного фанатизма.

Гюго был самым значительным французским романтиком. Он утверждал романтический идеал, отмеченный оптимизмом, демократичностью, гуманизмом. Он сыграл значительную роль в возрождении традиций романтизма и формировании неоромантизма на рубеже XIX–XX веков.

Соч.: Oeuvres compl?tes. T. 1–48. P., 1904–1938; в рус. пер. — Собр. соч.: В 15 т. М., 1953–1956; Собр. соч.: В 10 т. М., 1972; Собр. соч.: В 6 т. М., 1988; Собр. соч.: В 7 т. М., 1994; Собр. соч.: В 14 т. М., 2000–2004.

Лит.: Роллан Р. Старый Орфей // Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т. 14. М., 1958; Муравьева Н. И. Гюго. М., 1961; Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. М., 1961; Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. М., 1971; Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1976; Луков Вл. А. Гюго // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Peyre H. Hugo. P., 1972; Gamarra P. Victor Hugo. P., 1972; Brombert V. Victor Hugo and the Visionary Novel. Cambridge (Mass.), 1984.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Неоромантизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Актуальные персональные модели прошлого; Персональные модели современности.

 

 

Нужно приобрести диплом например вот хороший сайт diplom-site.com