Груди Тирезия (сюрреалистическая драма Г. Аполлинера)

«Груди Тирезия» («Les mamelles de Tirésias») — пьеса Гийома Аполлинера (Apollinaire) (26.08.1880 — 9.11.1918) — французского поэта (см.: Аполлинер Гийом), подзаголовок которой дал название одному из ведущих направлений в модернизме — сюрреализму.

24 июня 1917 г. французские зрители впервые увидели на сцене эту странную пьесу, которую Аполлинер написал еще в 1903 г. и доработал в 1916 г. (опубликована в 1918 г.).

Первое появление главной героини — Терезы — сопровождается ремаркой автора: «Лицо синее, длинное синее платье из ткани, на которой нарисованы обезьяны и фрукты» (цит. по: Проскурникова, 1968: 7–8). Героиня не хочет быть игрушкой в руках мужа и рождать ему детей — и превращается в мужчину по имени Тирезий. Аполлинер пишет: «Она издает громкий крик, расстегивает блузку и вынимает оттуда свои груди, красную и синюю; она бросает их, и они поднимаются вверх как воздушные шарики, привязанные за нитки» (там же: 8).

Полное название пьесы — «Груди Тирезия, сюрреалистическая драма в двух актах и с прологом». Так впервые прозвучало слово «сюрреализм» — то есть «над-реализм», «сверх-реализм» (от французского sur — над и réalisme — реализм). Вслед за автором, утверждавшим в предисловии к пьесе, что цель нового, сюрреалистического театра — в возвращении к природе, только не в подражании ей наподобие фотографии, персонаж Пролога Директор трупы повторяет: «Театр не должен быть искусством иллюзий». А для этого «драматург пользуется всеми миражами, которые есть в его распоряжении…, не считается со временем и пространством… Его пьеса – его мир, внутри которого он бог-творец» (Андреев, 1972: 16).

Известный французский композитор Франсис Пуленк написал на текст пьесы Аполлинера двухактную оперу-буфф с прологом «Груди Тирезия» (1944, пост. 1947, т-р Опера-комик, Париж, в гл. партии — певица Дениз Дюваль). Опера до сих пор исполняется, записывается на диски известными музыкальными коллективами.

Сцена из оперы Ф. Пуленка «Груди Тирезия», Опера-комик, Париж, 2011. Источник: http://www.lefigaro.fr/musique/2011/01/03/03006-20110103ARTFIG00671–les-mamelles-de-tiresias-folie-poetique.php

 

В 1982 г. известный французский телережиссер Жан-Кристоф Аверти (Jean-Christophe Averty, род. 1928) снял телефильм «Груди Тирезия» по пьесе Аполлинера.

Текст: Les Mamelles de Tirésias, drame surréaliste en deux actes et un prologue. P. : Éditions Sic, 1918. 108 p. (новейшие переиздания в ряде стран мира); в рус. пер. — Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб., 1999.

Лит.: Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. М., 1968; Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972. Переизд. доп. 2004; Трыков В. П. Аполлинер Гийом // Зарубежные писатели: В 2 ч. М., 2003. Ч. 1. С. 37–39; Лукова Т. М. Эстетические свойства композиции в художественной культуре. М., 2007; Луков Вл. А., Луков М. В., Луков А. В. Сюрреализм во французской художественной культуре // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. C. 173–181; Pia P. Apollinaire par lui-même. P., 1954; Buckley H. E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor, 1981; Berry D. C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga, 1982; Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany, 1997.

Вл. А., М. В., А. В., Т. М. Луковы

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. — Произведения и герои: Произведения.