Фрейдо-марксизм (фрейдо-марксистская генерализация)

Фрейдо-марксизм — одно из течений в психоанализе и социологии. У истоков фрейдо-марксизма стоит социологизация фрейдизма у А. Адлера и других представителей неофрейдизма. Основоположник фрейдо-марксизма — австрийский психолог Вильгельм Райх (Рейх, 1897–1957). Увлеченный идеями З. Фрейда (лично познакомился с ним в 1919 г.), он решил соединить идеи фрейдизма с социологией марксизма. Райх считал, что революционная борьба пролетариата за социальную и экономическую власть должна быть дополнена «сексуальной революцией». Усиление фашизма в Европе заставило его применить психоаналитический подход к исследованиию социального феномена фашизации общества. Основные работы: «Сексуальная революция» (Райх, 1992, 1997 [1]), «Функция организма» (Райх, 1997 [2]), «Психология масс и фашизм» (Райх, 1997 [3]). Его статьи печатались в первом советском философском журнале «Под знаменем марксизма» в 1929 г. (Рейх, 1929 [1], [2]), которым руководил критик фрейдизма А. М. Деборин (см. Деборин, 1925), публикации вызвали дискуссию (см., напр.: Сапир И. Д., 1929). Вопрос о соотношении фрейдизма и марксизма вообще широко обсуждался в 1920-е гг. в СССР, в т. ч. применительно к молодежи, воспитанию (см., напр.: Залкинд, 1924, 1925, 1926; Варьяш, 1925). После разгрома «группы Деборина» (пост. ЦК ВКП(б) «О журнале “Под знаменем марксизма”» от 25.01.1931) о фрейдо-марксизме можно было говорить только в резко критическом тоне (см., напр.: Вейцман, 1961; Браун, 1982).

К числу крупнейших представителей фрейдо-марксизма относится идеолог анархистского молодежного бунта Запада Г. Маркузе, который среди следствий капиталистической эксплуатации выделил ограничение сексуальных желаний, а среди основных задач революции — раскрепощение инстинктов. Близость к фрейдо-марксизму можно обнаружить в ряде работ неофрейдиста Э. Фромма.

Одна из наиболее интересных модификаций фрейдо-марксизма представлена во французской философии и литературе, в позднем творчестве Ж.-П. Сартра. Впервые свое отношение к фрейдизму он высказал в знаменитом труде «Бытие и ничто» (1943), и это отношение было резко отрицательным, ибо, по мнению Сартра, фрейдизм отвергает понятие свободы. Позже он так объяснял свое отношение к этому течению современной мысли: «Я не являюсь лжедругом психоанализа, я — его критический попутчик». Интерес писателя к Фрейду как личности и мыслителю проявился в написанном им в 1959 г. для голливудского режиссера Джона Хьюстона киносценарии «Фрейд», который, со включением фрагментов второй редакции, был опубликован посмертно издательством «Галлимар» в 1984 г. под названием «Сценарий Фрейд», в нем показан путь Фрейда от несвободы (сфера семьи, друзей, учителей, традиций, антисемитизма и т. д.) к подлинной человеческой свободе.

В последнем крупном произведении, представляющем итог всей литературной и философской деятельности Сартра, — обширном исследовании о детстве и молодости Г. Флобера «Семейный идиот» («L’Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821–1857», 3 т., 1971–1972) он пытался соединить идеи экзистенциализ­ма, фрейдизма и марксизма в универсальную философию, что не вполне удалось Сартру (обычно соединение столь различных источников в его труде характеризуют как эклектику). Условно это и некоторые другие произведения французской литературы можно отнести к фрейдо-марксизму как литературному течению, ориентированному на философское течение (происходит своего рода генерализация в области методов, в данном случае соединяются экзистенциализм как модернистское течение в литературе, реализм ХХ века и другие модели вокруг определенного комплекса идей и можно говорить о фрейдо-марксистской генерализации).

Фрейдо-марксизм оказал несомненное влияние на молодежное движение стран Запада, был востребован и в студенческой среде стан Восточной Европы, Латинской Америки, других регионов. «Реабилитация» фрейдо-марксизма в современной России проявилась в основном в публикациях трудов Райха, Маркузе, «Семейного идиота» Сартра, но на философских, культурологических, социологических концепциях и исследованиях сказалась мало.

Лит.: Рейх В. Психоанализ как естественнонаучная дисциплина // Под знаменем марксизма. 1929. № 4. С. 99–108, 124–125; Его же. Диалектический материализм и психоанализ // Там же. № 7–8. С. 180–206; Его же (Райх В.). Сексуальная революция. Борьба за «новую жизнь» в Советском Союзе. Тверь, 1992; Его же. Сексуальная революция. СПб. — М., 1997 [1]; Его же. Функция организма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб. — М., 1997 [2]; Его же. Психология масс и фашизм. СПб., 1997 [3]; Деборин А. Фрейдизм и социология // Воинствующий материализм. 1925. № 4. С. 3–39; Залкинд А. Б. Фрейдизм и марксизм // Красная новь. 1924. № 4. С. 163–186; Его же. Революция и молодежь. Л., 1925; Его же. Половой вопрос в условиях советской общественности. Л., 1926; Варьяш А. Фрейдизм и его критика с точки зрения марксизма // Диалектика окружающей природы. Вологда, 1925. С. 28–61; Сапир И. Д. Фрейдизм, социология, психология. (По поводу статьи В. Рейха «Диалектический материализм и психоанализ») // Под знаменем марксизма. 1929. № 7–8. С. 207–236; Вейцман Е. М. Борьба зарубежных марксистов против фрейдизма и неофрейдизма // Философские науки. 1961. № 1. С. 148–156; Браун К.-Х. Критика фрейдо-марксизма. К вопросу о марксистском снятии психоанализа. М., 1982; Кельнер М. С. Вильгельм Райх: мыслитель и человек // Райх В. Характероанализ. М., 1997; Сартр Ж.-П. Фрейд. Сценарий. Первый вариант (1959 г.). М., 1992; Sartre J.-P. L’Idiot de la famille. Gustave Flaubert de 1821–1857: V. 1–3. P., 1971–1972.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Другое (фрейдо-марксистская генерализация). —Историко-культурный контекст: Культура.