Франс Анатоль

Франс (France) Анатоль [псевд.; наст, имя Анатоль Франсуа Тибо (Thibault)] (16.04. 1844, Париж — 12.10.1924, Сен-Сир-сюр-Луар) — французский писатель, член Французской ака­демии с 1896 г., «классик из классиков» (А. Моруа), писатель «самый французский, самый па­рижский, самый утонченный» (М. Кашен). Франс од­ним из первых ввел в роман игру мысли, превра­тил мысль в предмет художественного исследо­вания. Писатель стоит у истоков философского интел­лектуального романа XX века. Отличительной осо­бенностью франсовской стилистики является введение в реалистическую художественную си­стему стихии гротеска и фантастики.

Художественное творчество Франса отличается не­обычайной культурной насыщенностью. Франс — эрудит, часто прибегающий к культурным аллю­зиям и реминисценциям. Ж. Леметр писал о нем: «Ум этого просвещеннейшего литера­тора, весьма искусного и изощренного, впитал всю интеллектуальную работу нашего века; я не знаю другого писателя, который отражал бы ре­альность сквозь такой богатейший пласт науки, литературы, предшествовавших впечатлений и размышлений». Франс соединил в себе интеллектуала-эрудита  и созерцателя-импрессиониста. Мощная философско-моралистическая и рационалистическая традиция в творчестве писателя  соединяется с культурой импрессионистического видения и письма.

Крупнейший писатель-реалист, Франс рассматривает общественные явления в их исторической перспективе и диалектическом развитии. Художественное мышление писателя отличается масштабностью и глубиной проникновения в сущность происходящего.  В 1921 г. Франс был удостоен Нобелевской премии. Как отмечалось в решении Нобелевское комитета, премия присуждалась «за выдающиеся литературные произведения, отмеченные благородством и строгостью стиля, восприимчивостью человека большой души, пленительной  ясностью и истинно французским темпераментом».

Франс  родился в семье парижского книготорговца.  Детство будущего писателя прошло в книжной лавке отца, где царил культ книги. Посетителями лавки  на набережной Малакэ были известные критики и писатели (в том числе, например, братья Гонкуры). Окончив коллеж 1862 г., получив солидное гуманитарное образование и степень бакалавра (1864), Франс начал литературную деятельность. Он сотрудничал в различных изданиях, писал библиографические заметки, статьи в справочники и энциклопедии, рецензии на книги, предисловия. В 1867 г. опубликованы его первые литературные произведения:  несколько стихотворений, в которых поэт заявляет о своих республиканских симпатия; В 1868 г. вышел в свет историко-литературный очерк об Альфреде де Виньи, в котором заметно влияние концепции «трех факторов» И. Тэна. Творчество А. де Виньи трактуется как выражение конфликта мысли и действия в сознании поэта.

События Парижской коммуны не вызвали сочувственного отклика у молодого писателя: в дни Коммуны он покидает Париж и едет в Версаль. В 1876 г. Франс получил должность библиотекаря в библиотеке французского парламента.  В это время он знакомится с Ш. Леконтом де Лилем, сближается с парнасцами,  сотрудничает в поэтическом альманахе «Современный Парнас».

Первый поэтический сборник Франса «Золотые поэмы» (1873) свидетельствовал об усвоении им канонов парнасской эстетики. Описательность, стремление к объективности, некоторая статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью — таковы основные особенности поэзии Франса. Главная мысль сборника — в природе и в жизни происходит непрерывная борьба — сформировалась отчасти под влиянием учения Ч. Дарвина которым Франс увлекался в молодости.

В драматической поэме «Коринфская свадьба» (1876) рассказывается о трагической любви молодого пастуха Гиппия к юной Дафне. Герои поэмы становий жертвами христианской догмы и религиозной нетерпимости. В поэме заметно влияние Э. Ренана. В повестях «Иокаста» и «Тощий кот» (обе — 1879) Франс впервые обращается к современному материалу и рисует нравы и характеры современников.

Литературную известность писателю принес роман «Преступление Сильвестра Боннара» (1881). См. статью: Преступление Сильвества Боннара (проман А. Франса).

Роман «Таис» (1889) развивает най­денное писателем в предыдущих романах. См. статью: Таис (роман А. Франса).

Значительную часть творческого наследия Франса составляют его литературно-критические статьи, эссе, литературные портреты. Статьи, опублико­ванные  в газете «Temps» («Время») в 1886?1893 гг., были затем собраны им в четы­рехтомник «Литературная жизнь» (1 т. — 1888,       2 т. — 1890, 3 т. — 1891, 4 т. — 1892). Литературная критика Франса импрессиони­стична. Писатель не пытается в своих статьях и этюдах дать объективный анализ произведе­ний, но прежде всего описывает свое субъектив­ное восприятие их. Отсюда тяготение к жан­ру эссе, литературно-критического фрагмента, небольшой статьи. «Признаюсь, я бесконечно люблю все, что не закончено, и думаю, что только фрагменты, осколки вызывают у людей с утонченным вкусом представление о совершен­стве», — писал Франс.

Романы «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и уче­ного, выше всего ценящего свободу мысли. Во втором романе герой излагает свои взгляды, вы­ступает с критикой окружающей его действитель­ности в ходе бесед со своим учеником Жаком Турнеброшем. Сюжетное развитие в романе ослаблено. Повествование строится как серия диалогов, фрагментов. В обоих романах можно увидеть влияние традиции философских повес­тей Вольтера.

В психологическом романе «Красная лилия» (1894) большое место занимает любовная фабула: это — рассказ о любви скуль­птора Дешартра и светской красавицы Терезы, сильное чувство которых противопоставляется нравам Третьей республики, той атмосфере де­лячества и корыстолюбия, которая в ней господ­ствовала. Однако любовный сюжет «Красной лилии» осложнен многочисленными дискуссиями и беседами на философские, политические, исто­рические и эстетические темы.

Книга «Сад Эпикура» (1894) — собрание статей и фрагментов, опубли­кованных в «Temps» в 1886?1894 гг. Это работы, разные и по объему и содержанию, в ко­торых затрагиваются различные вопросы фило­софского, этического и эстетического характера. Название отсылает читателя к античности и вос­крешает в памяти читателя фигуру древнегрече­ского философа Эпикура, видевшего цель жизни в отсутствии страданий, в безмятежности духа. Давая своей книге такое название, Франс как бы подготавливает восприятие читателя, ориенти­рует его на непринужденную беседу, подобную тем, которые вел Эпикур в своем саду с ученика­ми. Таким образом, некоторая фрагментарность книги получает эстетическое обоснование. Но Франсу близка не только форма непринужденной бесе­ды, но и эпикурейская проповедь душевного по­коя и гармонии. «Неведение — необходимое условие не то что счастья, а самого существова­ния. Если б мы знали все, мы не в состоянии бы­ли бы мириться с жизнью ни одного часа», — утверждал  писатель. В «Саду Эпикура» очевидно влияние на Франса классицистской прозы с ее ясностью формы и афористичностью языка. Некоторые высказывания по форме напоминают афориз­мы Ларошфуко и Лабрюйера: «В основе всех ве­ликих страстей лежит прелесть опасности»; «Мы вносим в любовь бесконечность. Это не вина женщин»;  «Любовь расцветает только среди страданий»; «Неизбежен такой момент, когда любопытство становится грехом; дьявол всегда на стороне ученых».

«Сад Эпикура» наиболее полно выразил взгляды Франса конца 1880-х — начала 1890-х годов. В это время он опубликовал несколько сбор­ников новелл: «Бальтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1900). В сборниках даны реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца XIX столетия. Обращаясь к различным историческим эпохам (к античности в новеллах «Лета Ацилия», «Прокурор Иудеи», «Кимейский певец»; к средневековью — «Мессер Гвидо Кавальканти», «Трагедия человека»; к событиям Великой французской революции — новеллы «Рассвет», «Госпожа де Люзи», «Дарованная смерть»), Франс поднимает актуальные социальные и этические проблемы. Новеллистика его отличается изяществом и простотой стиля.

В 1896 г. Франс был избран членом Французской академии.

1897 г. знаменует решительный поворот и мировоззрении и творчестве писателя. Он отходит от скептицизма и занимает активную позицию, выступает в поддержку требований Э. Золя о пе­ресмотре дела Дрейфуса, все более активно вме­шивается в политическую борьбу. К этому вре­мени относятся увлечение социалистическими идеями, его резкие выступления против декадан­са в литературе.

В творчестве Франса заметно усиливаются сати­рический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история» (1897?1901), в которую вошли романы «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый   манекен»  (1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901), представ­ляет собой широкую панораму Третьей республики, сатирическое изображение современной писателю общественной жизни. В романе показана эволюция профессора античной литературы Бержере, из робкого и скромного интеллигента превращающегося в человека действия. В начале книги, рассчитав свою служанку, Бержере размышляет о том, что всякое действие несет в себе зло и разрушение. Однако по ходу развития сюжета Франс показывает читателю, что зло заключается не в действии, что оно объективно существует в реальности, а не является эманацией сознания и воли отдельной личности. Бержере претерпе­вает измену жены, становится свидетелем происков аббата Гитреля, рвущегося к епископскому сану, обличителем несправедливостей, чинимых французским правосудием. Бержере совер­шает символическое действие, разрушая ивовый манекен. Этот поступок вернул его самому себе, придал уверенности и силы. Действие трактуется Бержере уже не как неизбежное зло, но как необходимость в этом мире, где царит несправедливость и обман. Композиция этого романа-хроники мозаична, книга изобилует вставными новеллами, дискуссиями, внутренними монологами и беседами.  Писатель вводит в структуру романа публицистический пласт, широко использует прием иронического комментария.

Усиление демократических симпатий Франса отразилось в сборнике рассказов «Кренкебиль, Пютуа, Рике и много других полезных рассказов (1904). В рассказе «Кренкебиль» показана трагическая судьба маленького человека, парижского зеленщика Жерома Кренкебиля, раздавленного полицейско-бюрократической машиной.

Вершина сатирического мастерства писателя — роман-памфлет «Остров пингвинов» (1908). См. статью: Остров пингвинов (роман А. Франса). В романе произошел окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротесковому, фантастическому.

В романах «Боги жаждут» (1912) и «Восстание ангелов» (1914) писатель обращается к теме Великой французской революции. Франса  занимают философские и политические вопросы. Он размышляет о возможностях общественного переустройства, о перспективах революции, об оправданности революционного террора и т. д. В «Восстании ангелов» действие разворачивается в в двух планах — фантастическом и реальном. Сатана, некогда восставший против бога-тирана, отказывается теперь возглавить восставших ангелов, ибо не верит в возможность установления справедливой власти. Всякая власть деспотична ? таков вывод, к которому приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, но изживая страх и невежество в себе самом.

Начало первой мировой войны Франс, как и многие французские писатели и деятели культуры, встретил под знаменами шовинизма. Но вскоре, потрясенный многочисленными человеческими жертвами, он приходит к пониманию истинной, беселовечной сущности войны, выступает с резким осуждением кровавой бойни.

Франс приветствовал революцию в России, под­писал в 1919 г. протест французской интелли­генции против блокады России, вступил в груп­пу «Кларте», возглавляемую А. Барбюсом. В 1920 г. он вступил во Французскую коммуни­стическую партию. Последние произведения писателя ? цикл его воспоминаний о детстве «Маленький Пьер» (1919) и повесть «Жизнь в цвету» (1922) ?  автобиографические произ­ведения, позволяющие лучше понять формирова­ние мировоззрения и таланта французского пи­сателя. Творчество Франса оказало значительное вли­яние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста,        А. де Сент-Экзюпери и др.

Соч.: ?uvres / ?d. de Marie-Claire Bancquart: V. 1–4. P., 1984–1994. (La Pl?iade); в рус. пер. — Полн. собр. соч. / Под ред. А. В. Луначарского. Т. 1?14; Т. 16?20. М.; Л, 1928?1931; Собр. соч.: В 8 т. М., 1957?1960; Собр. соч.: В 4 т. М., 1983?1984.

Лит.: Дынник В. А. Анатоль Франс: Творчество. М.; Л., 1924; Фрид Я. В. Анатоль Франс и его время. М., 1975; Юльметова С. Ф. Анатоль Франс и некоторые вопросы эволюции реализма. Саратов, 1978; Бруссон Ж.-Ж. Анатоль Франс в халате. М., 1998 («Портреты»); Levaillant I. Les aventures du scepticisme: Essai sur l’?volution intellectuelle d’Anatole France. P., 1965; Bancquart M.-C. Anatole France: un sceptique passionn?. P., 1984.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Рубеж XIX–XX веков; ХХ век: первая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы; Персональные модели современности.