Экзистенциализм

Экзистенциализм (от лат. existentia  –  существование) — направление в западноевропейской философии и литературе (в том числе и французской) XX века, ставшее реакцией на позитивизм и сциентизм XIX века, отразившее кризис христианства, рационализма и веры в прогресс, явившееся выражением состояния «смыслоутраты» в XX веке. Экзистенциализм в литературе принято относить к зрелому периоду развития модернизма ХХ века.

Истоки экзистенциализма   —  теология датского мыслителя XIX века Сьёрена Кьеркегора, «философия жизни» немецкого философа Фридриха Ницше, интуитивизм французского философа Анри Бергсона,  феноменология немецкого философа-идеалиста Эдмунда Гуссерля.  Философский экзистенциализм складывается между двумя мировыми войнами в  доктринах немецких мыслителей Мартина Мартина Хайдеггера и Карла Карла Ясперса.

Особенно отчетливо экзистенциализм экзистенциализм проявился во французской культуре в канун и после первой мировой войны. Во главе религиозного экзистенциализма встал французский философ, драматург и литературный критик **** }{\f29\fs28 \’c2\’ee\’f1\’f2\’ee\’f0\’e6\’e5\’ed\’ed\’e0\’ff \’ef\’ee\’f7\’e8\’f2\’e0\’f2\’e5\’eb\’fc\’ed\’e8\’f6\’e0 \’fd\’f1\’f2\’e5\’f2Главой атеистической ветви экзистенциализма стал французский писатель и философ Жан-Поль Сартр. Первые философские работы Сартра «Трансцендентность Эго» (1934), «Воображение» (1936), «Эскиз теории эмоций»  (1939), «Воображаемое. Феноменологическая психология воображения» (1940) обнаруживают его ориентацию на феноменологические методы. Сартр проявляет особый интерес к проблеме эмоций и воображения. Писатель выдвигает тезис о неэффективности эмотивного поведения, поскольку, с его точки зрения, эмоция есть бегство личности от мира, способ «отключения» от сложных проблем, которые ставит перед человеком жизнь. Трактовка Сартром проблемы воображения отсылает к концепции «интенциональных актов» немецкого философа Э. Гуссерля. Для Сартра воображение приводит к упразднению действительности.

«Евангелием» французского атеистического экзистенциализма стал философский труд Сартра «Бытие и ничто» (1943), в котором писатель предпринимает систематическое изложение своей философии. В работе Сартр обосновывает концепцию абсурда. Человек для философа одинок и покинут.

Экзистенциалистские темы и мотивы получат развитие и талантливое художественное воплощение в творчестве Альбера Камю. Особую известность приобрела его роман (нередко называемый «повестью» из-за небольших пазмеров) «Посторонний» (1942), став одним из самых читаемых произведений французской литературы XX века.

Проблеме метафизического бунта посвящена пьеса Камю «Калигула» (1944). В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как человека абсурда и носителя метафизического бунта.

Экзистенциалистские идеи абсурдности мира и непознаваемости человека выражены в романе Симоны де Бовуар  «Гостья» (1943). Женская тема, проблема «что значит быть женщиной» освещается в значительной степени с экзистенциалистских позиций и с использованием терминологии экзистенциализма в книге эссе С. де Бовуар «Второй пол» (1949) Писательница связывает свои надежды на решение «женского вопроса» с развитием личностного начала в женщине, ибо «женщина не есть другое в чистом виде: она сама — субъект».

В пьесах французского драматурга  Жана Ануя «Антигона» (1944), «Медея» (1946), «Жаворонок» (1953) мифологические и исторические персонажи трактуются как экзистенциирующие герои, которые оказываются в характерной для экзистенциалистской литературы «пограничной ситуации»,  делают свой выбор и платят за него жизнью.  Главная героиня «Жаворонка» национальная героиня Франции Жанна д’Арк показана в пьесе как  простая крестьянская девушка, которая однажды вдруг начинает слышать «голоса» святых,  призывающие ее совершить подвиг и спасти Францию от англичан. Несмотря на сопротивление родных и чужих людей Жанна следует призыву «голосов» и в конце концов, преодолев все преграды, встает во главе французской армии. Под ее началом французы одерживают ряд значительных побед, но теперь Жанну в плену у врагов и ее судят. В минуту слабости, видя, что от нее отвернулись все, кто был ей дорог, Жанна готова пойти на компромисс и ценою отречения от своих подвигов спасти жизнь. «Голоса» молчат, и ей самой предстоит принять решение, сделать свой выбор, и Жанна отказывается от отречения.  

Закат экзистенциализма относится ко второй половине 50-х годов XX века. Однако экзистенциалистские мотивы продолжэают существовать в произведениях Б. Виана, Ф. Саган и других писателей. истенциалистские настроения и мотивы продолжают существовать в произведениях Б. Виана,

Лит.: Гайденко П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. М., 1963; Великовский С. Грани «несчастного сознания»: Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю. М., 1973;  Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. От романтизма до наших дней. СПб., 1997.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: ХХ век: первая половина века; ХХ век: вторая половина века. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Модернизм; Литературные термины. — Историко-культурный контекст: Культура.